0
4354
Газета СНГ Печатная версия

27.08.2024 19:35:00

Создание Центральноазиатского союза откладывается

Страны региона предпочитают опираться на двусторонние связи

Тэги: путин, госвизит, казахстан, центральная азия, союзнические отношения, двусторонние связи


путин, госвизит, казахстан, центральная азия, союзнические отношения, двусторонние связи Не все главы государств Центральной Азии хотели бы объединиться в союз. Фото с сайта www.akorda.kz

Президент РФ Владимир Путин посетит Казахстан с государственным визитом предстоящей осенью. В повестке переговоров лидеров двух стран реализация ранее достигнутых на высшем уровне договоренностей в торгово-экономической и энергетической сферах, а также вопросы усиления союзнических отношений и интеграционных связей. Москва и Астана в 2013 году подписали Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Аналогичные соглашения Казахстан подписал и с Киргизией, Азербайджаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Казахстан и Таджикистан, а также Азербайджан и Узбекистан на прошлой неделе укрепили свои связи, заключив договоры о союзнических отношениях. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетил Душанбе 22–23 августа и подписал соответствующий договор. Глава Таджикистана Эмомали Рахмон назвал его историческим событием и подчеркнул, что «флагманом казахско-таджикских отношений остается их торгово-экономическое измерение».

В это же время президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Ташкент и подписал аналогичный договор с Узбекистаном. Ранее Бишкек выступил с подобным предложением к Ташкенту. Киргизии и Таджикистану после разрешения всех пограничных вопросов и подписания соответствующего соглашения по совместной границе ничто не помешает установить союзнические отношения (см. «НГ» от 21.04.24).

Таким образом, эксперты отмечают, что сотрудничество стран Центральной Азии будет развиваться не в рамках единого регионального формата, а в двустороннем варианте. Тем более что пятисторонний Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке, предложенный два года назад в Чолпон-Ате, так и не был подписан Таджикистаном и Туркменистаном.

Ожидалось, что на VI Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, состоявшейся 9 августа в Астане, Таджикистан и Туркменистан подпишут этот документ. Однако президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов заявил, что не видит необходимости создания надгосударственных органов. «Туркменистан, как и прежде, занимает особую позицию, четко заявляя о своем нежелании углублять сотрудничество в рамках этих консультативных встреч. Для Таджикистана, по всей видимости, положения договора не соответствуют его видению развития интеграции в регионе. Таким образом, становится очевидным, что достичь согласия в многостороннем формате крайне сложно», – сказал «НГ» профессор Казахско-немецкого университета Рустам Бурнашев.

По мнению эксперта «НГ», эту проблему в свое время поднимал бывший президент Узбекистана Ислам Каримов, дистанцируясь от многосторонних соглашений. Он утверждал, что такие соглашения накладывают слишком много обязательств и малоэффективны, поскольку решения в них не принимаются. Это связано с тем, что они не носят обязательного характера и фактически не закрепляют союзнические отношения.

«Опыт Узбекистана показал, что двусторонние соглашения оказываются более результативными, так как страны договариваются о своих интересах в рамках двусторонних отношений без привлечения третьих сторон. Сейчас мы наблюдаем именно эту картину: многосторонний процесс зашел в тупик, новых идей и прорывов нет. Несмотря на шесть заседаний Консультативных встреч, никаких значимых изменений не произошло. Единственное исключение – первая встреча, которая дала старт этому процессу», – считает Бурнашев.

Поэтому, отмечает эксперт, сейчас создается основа для двусторонних отношений, включающая в себя практические вопросы и политическую декларацию о сотрудничестве. Например, казахстанские соглашения не затрагивают вопросы границ, так как они не являются проблемными. В то время как киргизско-узбекские отношения содержат пограничные вопросы, которые требуют решения и фиксации. В таких случаях появляется особая чувствительность к потребностям обеих стран. «Двусторонние форматы эффективны, так как учитывают специфику каждого случая. Конечно, есть общие вопросы, такие как логистика и энергетика, но их реализация также требует индивидуального подхода. В этом случае многосторонний формат не всегда оказывается эффективным», – подчеркнул Бурнашев.

Эксперт обратил внимание на союз Узбекистана и Азербайджана. Баку в последнее время развивает двусторонние отношения со странами Центральной Азии, и более того, президент Ильхам Алиев все чаще принимает участие в региональных саммитах. Сотрудничество между этими странами не ограничивается только логистическими проектами, а охватывает и взаимные инвестиции, и создание совместных проектов в текстильной промышленности и в сфере зеленой энергетики.

Что же касается России, у которой также существуют союзнические отношения со странами Центральной Азии, охватывающие различные сферы, включая энергетику и логистику, то остается вопрос, насколько эти отношения вписываются в региональный проект. Поскольку имеющийся опыт включения России в центральноазиатскую регионализацию в 2004 году оказался негативным. Напомним, тогда Россия присоединилась к уже существовавшей Организации центральноазиатского сотрудничества. Но эта модель не сработала и де-факто ликвидировалась. Часть стран региона вошла в состав Евразийского экономического сообщества. Существовавшие наработки по центральноазиатской интеграции, достигнутые в 90-х и начале 2000-х годов, утратили свою актуальность, напомнил Рустам Бурнашев.

«Сейчас организован формат «С5+1», где происходят внутренние региональные процессы, предполагающие возможность подключения внешних партнеров, таких как Россия, Китай и другие, в рамках определенных проектов, преимущественно двусторонних. Попытки Китая продвигать многосторонние проекты, хотя и более или менее успешны, все же менее эффективны, чем двусторонние договоренности между Китаем и странами Центральной Азии», – считает Бурнашев.

Эксперт по Центральной Азии Сердар Айтаков полагает, что есть вопросы, которые требуют оперативного решения как на региональном уровне, так и на двустороннем. Это энергетика. «В свою очередь, энергетическое сотрудничество распадается на ядерную и газовую составляющие. Не стоит забывать про нефтяную составляющую, но ее вопросы либо уже решены, либо оперативно решаются», – сказал Айтаков в беседе с «НГ».

По его мнению, строительство АЭС в Казахстане, в котором заинтересована Россия и Росатом, упирается в две развилки: это проведение референдума о принципиальном согласии/несогласии казахстанского общества на строительство АЭС в стране и кто именно, какой подрядчик будет строить атомную станцию. «И в первом, и во втором случае у Росатома будут принципиальные оппоненты в лице активистов уже формирующегося антиядерного движения. Поэтому президенты в ходе предстоящей встречи не будут педалировать эту тему, во всяком случае публично. Токаев оставил это решение на суд общества и постарается избежать проявления прямого давления – даже в качестве темы в переговорах – до проведения итогов референдума, дата которого еще не назначена», – считает Айтаков.

По мнению эксперта, наиболее разнообразна «газовая» тема, которая включает в себя газификацию северных и восточных районов Казахстана, транзит российского газа в Узбекистан, который пересмотрел свои потребности и решил резко нарастить импорт газа из России транзитом через Казахстан. И конечно, это самая интригующая тема – транзит газа из России через Казахстан для поставок в Китай.

Буквально на днях пришло сообщение, что Монголия, через которую планировалось строительство газопровода «Сила Сибири – 2», не включила этот газопровод в свой стратегический план действий до 2028 года. Как пишет китайская South China Morning Post, монгольская сторона таким образом отреагировала на ценовые споры между Китаем и Россией и, что более вероятно, всерьез опасается применения вторичных санкций со стороны США.

Учитывая, что посол Казахстана в России уже фактически анонсировал строительство транзитного трубопровода из России в Китай, пока остается непонятным, какой именно газ Китай намерен заместить через транзитную трубу, планируемую к строительству через Казахстан. По данным «НГ» (см. номер от 02.06.24), на начало мая нынешнего года уже была подписана дорожная карта такого строительства, причем задолго до упомянутого решения правительства Монголии, а заместить планировалось туркменский газ, поступающий по системе Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–Китай, отметил Айтаков. 


Читайте также


Путин подписал закон об увеличении штрафов за нарушения ряда положений ПДД

Путин подписал закон об увеличении штрафов за нарушения ряда положений ПДД

0
610
Региональная политика 23-26 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 23-26 декабря в зеркале Telegram

0
380
1. Обновление элиты началось с программы «Время героев»

1. Обновление элиты началось с программы «Время героев»

Участникам кадрового проекта президента власть в государстве пока не передали

0
2724
2. Андрей Белоусов начал борьбу с коррупцией в Минобороны

2. Андрей Белоусов начал борьбу с коррупцией в Минобороны

Чиновник пытался повысить эффективность промышленности и управления войсками, а также заменил соратников Сергея Шойгу

0
3079

Другие новости