Белорусские школьники будут обучаться по новой программе, особый акцент в которой сделан на патриотической составляющей. Фото с сайта www.sb.by
В преддверии 1 сентября глава Министерства образования Белоруссии Андрей Иванец рассказал о новациях в школьных учебниках. Главное то, что абсолютно все они теперь будут пронизаны патриотизмом. Даже в учебниках по английскому, с точки зрения министра, не нужны тексты о Лондоне. Ведь задача ученика научиться рассказывать на иностранном языке о родном Минске. Кроме того, ежемесячно в каждом учебном заведении будет проходить информационный час, посвященный геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной.
Минский городской образовательный форум педагогических работников, проведенный в преддверии начала нового учебного года, стал площадкой, на которой в очередной раз были озвучены государственные подходы к воспитанию подрастающего поколения.
Министр образования Андрей Иванец заявил: «Этот год для нашей страны особенный: мы отмечаем 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Поэтому, конечно, историческая правда, которую мы должны донести до каждого молодого человека, является фундаментом гражданско-патриотического воспитания».
Министерство активно совершенствует методы этого самого гражданско-патриотического воспитания. «С этого года в каждом учреждении образования ежемесячно будет проходить информационный час, который будет посвящен изучению такой важной для нас темы, как геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Соответствующие учебные пособия разработаны совместно с Генеральной прокуратурой для всех учащихся с 1-х до 11-х классов, – подчеркнул министр. – Не могу не отметить, что наши десятиклассники уже с 1 сентября начнут изучать новый учебный предмет «История Беларуси в контексте всемирной истории».
Глава Минобразования отметил, что, приходя потом в университеты, ребята изучают такой предмет, как «История белорусской государственности». Им важно еще со школьной скамьи понимать, какое место она занимает в истории человечества.
Журналисты спросили у министра, возможно ли вообще все школьные предметы наполнить патриотическим содержанием. И Иванец подтвердил, что для белорусских чиновников ничего невозможного нет. «Сегодня гриф «К изданию» не присваивается до тех пор, пока учебное пособие не получит от трех до пяти профессиональных отзывов. При переиздании капитально перерабатывается не только текст, но и иллюстративный материал, проверочные вопросы. Особый акцент на патриотической составляющей. К примеру, зачем в учебнике по английскому языку текст о Лондоне, если можно заменить его на аналогичный о Минске? Мы же хотим, чтобы наши дети рассказывали гостям о своей стране, а не расхваливали чужую», – цитирует министра портал БелТА.
Такой же подход применяется и в учебниках по естественно-научным дисциплинам. «Стремимся прививать детям гордость за нашу страну, ее достижения в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере», – подчеркнул Иванец.
Надо отметить, что этот курс министерство озвучивало еще год назад. Тогда замглавы ведомства Александр Кадлубай заявлял, что погружаться в культуру и историю носителей языка совершенно не обязательно. И указывал на некоторые неприемлемые вещи: «Где-то по старинке доминирует британский флаг над белорусским в кабинете иностранного языка. Когда-то это все делалось, выстраивалось. Там двухъярусный автобус, телефонная будка британская, погружение в среду и все остальное. Это все исправляется».
Патриотизм должен проявляться, конечно, не только в любви к родной истории в утвержденной ее трактовке, но и в своих жизненных ориентирах.
Иванец сообщил, что в целях решения острой для страны кадровой проблемы упор сейчас делается на активное развитие профессионально-технического образования. «Стараемся донести до школьников и родителей информацию о преимуществах профессионального образования на базе девяти классов. Вместо двух школьных лет ребята осваивают обязательную программу общего среднего образования за год. В результате остается больше времени на глубокое погружение в профессию», – отметил министр.
В колледжи привлекают не только агитацией, но и льготами – в них принимают без вступительных экзаменов. Зачисление абитуриентов осуществляется по конкурсу на основе среднего балла документа об образовании.
Все эти подходы, конечно, не по душе оппозиционным экспертам. Юрист-международник Екатерина Дейкало на одном из интернет-ресурсов утверждает: «Специфика режима – извращение, искажение реальных смыслов и понятий. У белорусов уже аллергия на словосочетание «патриотическое воспитание». На самом деле ничего плохого в нем нет, если патриотизм понимается в нормальном значении этого слова. Но в Беларуси не так».
Юрист отмечает, что в Кодексе об образовании после 2020 года прописано, что патриотическое воспитание осуществляется «в соответствии с идеологией белорусского государства». А в Конституции, принятой на референдуме в 2021 году, патриотизм уже обозначен как долг человека.
В концепции же правовой политики, принятой в 2023 году, патриотизмом называется способность поставить свои личные интересы ниже государственных. Эксперт считает, что такие трактовки лишают школьников свободы жизненного выбора. Кроме того, она отмечает, что в понятие «патриотизм» в трактовке властей как важный компонент входит антизападничество.