Александр Лукашенко скептически относится к добровольческим белорусским подразделениям в ВСУ. Фото Reuters
Представители Полка Кастуся Калиновского поддержали законопроект, упрощающий легализацию добровольцев в Украине, который накануне приняла Верховная рада. Между тем в самом подразделении – раскол. Прежних командиров обвиняют в попытке превратить его в свою ЧВК. Впрочем, на стороне Украины действует не только этот полк. На днях один из белорусских добровольцев заявил, что его отряд находится в Курской области.
Верховная рада приняла законопроект «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства, участвующих в защите территориальной целостности и неприкосновенности Украины». Документ имеет непосредственное отношение к белорусским гражданам, участвующим в боевых действиях на стороне Украины. Он позволит получать виды на временное проживание или иммигрировать, даже если документы просрочены, как самим бойцам, так и членам их семей.
Это решение является «результатом работы с депутатами» и «ответом на конкретные проблемы и запросы» белорусских военнослужащих ВСУ, заявил представитель по обороне и национальной безопасности Объединенного переходного кабинета (ОПК), бывший замкомандира Полка имени Кастуся Калиновского (ПКК) Вадим Кабанчук.
По его словам, которые транслирует пресс-служба ОПК, новые правила «позволят парням почувствовать себя более защищенными в социальном плане».
Между тем сам Кабанчук, заняв пост в кабинете Светланы Тихановской, поставил на паузу свои отношения с Вооруженными силами Украины (ВСУ). Связано это, похоже, не только с новым статусом, но и со странной ситуацией, сложившейся в последнее время вокруг самого распиаренного подразделения белорусских добровольцев.
Напомним, что об этой структуре не раз упоминал даже сам Александр Лукашенко. Например, в своем громком интервью телеканалу «Россия» президент Белоруссии высказался об этой структуре так: «Это жулики такие мелкого пошиба, больше политики. Они не вояки. И более того, как мы заметили в последнее время, они разбегаются, потому что у атамана нет золотого запаса. «Если так дальше будет, я тоже разбегусь» – как в «Свадьбе в Малиновке», они начали разбегаться. Кто в Польшу, кто в Чехию. Там уже фактически имя только осталось от этого полка».
И похоже, что нечто подобное и происходит. В июле в полку произошла смена руководства. Вместо живописного, с запоминающимися гусарскими усами и татуировками Дениса Прохорова (с позывным Кит) временным исполняющим обязанности командира полка был назначен бывший белорусский спортсмен-гребец, доброволец Павел Шурмей (с позывным Дзядзька). Он заявил, что ПКК проводит реформы, цель которых «улучшение эффективности», а также работает над тем, чтобы «финансовая отчетность полка была прозрачной».
Между тем в Telegram-канале полка появилось сообщение о том, что ПКК «теряет традиционные элементы самоуправления» и лишается «возможности полноценного набора рекрутов». А про Шурмея было сказано, что он якобы «утратил авторитет среди подавляющего большинства командиров». Кроме того, пресс-служба заявила, что считает невозможной передачу соцсетей ПКК «гражданам другой страны». Судя по всему, речь шла об Интернациональном легионе Главного управления разведки Украины, в состав которого входит полк.
То есть возникает ощущение, что украинское командование решило взять подразделение под более плотный контроль, упразднив элементы автономии и убрав политическую составляющую, с целью превратить полк в обычное боевое подразделение.
Косвенно эту версию подтвердило и заявление Шурмея, что кое-кто из бывших лидеров полка хотел превратить его в собственную ЧВК.
Характерно, что недавно группа как раз бывших – экс-командир Денис Прохоров, замкомандира Вадим Кабанчук и политический представитель полка Дмитрий Щигельский объявили о создании на базе ПКК общественного движения «Каліноўцы». По словам Дениса Прохорова, стратегическая цель проекта – объединение возможностей и ресурсов военизированных и общественных структур и инициатив, а также представителей оппозиции для обеспечения победы антилукашенковских сил в Белоруссии. А на прямой вопрос журналистов, не связано ли создание движения с конфликтом внутри полка, Кабанчук ответил довольно двусмысленно: «Создание движения не имеет никакого отношения к конфликту, да и в принципе как такового конфликта у нас нет». Впрочем, его собственная политическая судьба вскоре определилась, а вот каковы перспективы нового движения, да и самого полка, пока неясно.
Однако в рядах ВСУ и помимо представителей ПКК немало других радикально настроенных белорусов. Недавно оппозиционные СМИ облетело фото танка под бело-красно-белым флагом, который использовали в 2020 году протестующие. Утверждалось, что эта боевая машина движется по Курской области. Вскоре, впрочем, было доказано, что снимок сделан на территории Украины, хотя и неподалеку от границы. Автор снимка, боец с позывным Жерар, заявил, что подразделение под названием «Тур», состоящее из белорусов, находится сейчас действительно в Курской области.
Впрочем, Лукашенко тоже заявил об этом в своем интервью: «В Украине действует российский добровольческий корпус, «власовцы» я их называю, и белорусский добровольческий корпус. Они сидят под Курском. Это как в Хатыни. Украинцы уничтожили Хатынь в свое время. Вот так и эти предатели, они уже там на стороне украинцев воюют».