0
3568
Газета СНГ Печатная версия

23.07.2024 19:26:00

Тбилиси переориентируется на Пекин

Китайские компании построят международный аэропорт в Грузии

Тэги: китай, инвестиции, товарооборот, грузия, внешняя политика, ес, нато


китай, инвестиции, товарооборот, грузия, внешняя политика, ес, нато Грузинской военной базе и учебному центру НАТО в Вазиани строительство гражданского международного аэропорта не помешает. Фото Reuters

Китай продолжает наращивать свое влияние в Грузии, инвестируя в инфраструктурные проекты. Строительство морского порта Анаклия и, возможно, нового международного аэропорта в Вазиани – это не просто экономические инициативы, но и элементы сложной геополитической игры. Расположение нового аэропорта вблизи крупнейшей грузинской военной базы и тренировочного центра НАТО–Грузия вызывает вопросы о возможных последствиях для отношений с США и НАТО. Министерство обороны Грузии заверило, что строительство аэропорта не помешает работе военной базы.

Отношения между Грузией и Китаем в последнее время значительно активизировались. Товарооборот между странами достиг 2 млрд долл. Чрезвычайный и полномочный посол Китая в Грузии Чжоу Цзянь подчеркнул, что стратегическое партнерство между двумя странами достигло беспрецедентного уровня, и китайская сторона готова принять участие в проекте аэропорта в Вазиани. «Удачное географическое положение привлекает внимание множества китайских компаний. Если будет взаимное желание, китайская сторона готова принять участие в развитии проекта аэропорта в Вазиани», – сказал китайский дипломат.

Новый международный аэропорт стоимостью 1,26 млрд долл. рассчитан на обслуживание до 19 млн пассажиров в год. По словам министра экономики Левана Давиташвили, такой пассажиропоток ожидается к 2050 году.

Ряд грузинских экспертов, в том числе военный эксперт Иасе Зауташвили, выражают обеспокоенность планами Китая по поводу строительства нового аэропорта в Вазиани. Зауташвили опасается конфликта с турецкой компанией TAV Urban Georgia, управляющей тбилисским аэропортом, и угрозы для инвестиционного проекта. Контракт TAV с Грузией истекает в 2027 году, но, возможно, будет продлен. Он предусматривает, что в радиусе 150 км от аэропорта Тбилиси запрещено строить новые аэропорты.

Грузинская оппозиция опасается, что военную базу и учебный центр НАТО в Вазиани придется закрыть. Мамука Хазарадзе, бывший руководитель «Консорциума строительства Анаклия» и лидер партии «Лело», выразил глубокое беспокойство по поводу планов строительства нового аэропорта в Грузии. Он считает, что закрытие действующего военного аэропорта без предложения альтернативы фактически означает отказ от сотрудничества с НАТО, которое инвестировало значительные средства в развитие грузинской военной инфраструктуры.

Хазарадзе также критикует решение о привлечении Китая к строительству аэропорта, называя это геополитической ошибкой. По его мнению, передача стратегических объектов стране, являющейся союзником России, чревата серьезными последствиями. Он также выражает сомнения в надежности китайских компаний, ссылаясь на многолетние задержки строительства участка автобана на перевале Рикоти.

Хазарадзе считает, что проект нового аэропорта – это прежде всего коррупционная схема, направленная на обогащение властей, а не на развитие страны.

Минобороны Грузии заверило, что строительство аэропорта не помешает работе военной базы. «Вопрос строительства нового гражданского аэропорта на территории Вазиани обсуждался на заседании комитета по обороне и безопасности парламента Грузии с участием Министерства обороны», – заявили в ведомстве.

Грузия самостоятельно не в состоянии реализовать такие масштабные проекты, как глубоководный морской порт Анаклия, 49% акций которого принадлежит китайско-сингапурской компании, и строительство нового международного аэропорта. Поэтому Грузия предоставляет инвесторам комфортные условия, что отражено в докладе Госдепартамента США об инвестиционном климате за 2024 год.

В документе указывается, что Грузия извлекает выгоду «из международной торговли, туризма и транспорта». Транзит и логистика являются приоритетными отраслями, поскольку Грузия стремится воспользоваться преимуществами торгового коридора Ближний Восток – Запад после начала спецоперации в Украине в 2022 году. «Расширяющийся рынок Центральной Азии также привел к увеличению объемов перевозок по Срединному коридору, соединяющему Европу с рынком Центральной Азии, и может стать источником долгосрочного роста для Грузии, особенно за счет инвестиций в стратегическую инфраструктуру и региональное сотрудничество», – говорится в отчете. Как заметил китайский посол Чжоу Цзянь: «Грузия – одна из первых стран откликнулась на инициативу «Один пояс – один путь» за последние 10 лет. Поэтому Китай стал одним главных инвесторов Тбилиси».

По мнению экспертов, Грузия находится в поиске своего места во внешней политике, сталкиваясь с трудностями в развитии отношений с НАТО и ЕС. Недавние события, такие как отмена натовских военных учений в Грузии и принятие закона «О прозрачности внешнего влияния» (закон об иноагентах), осложнили ситуацию.

Между тем еще накануне указывалось, что грузинская армия достигла и во многом обошла многие страны НАТО по военным стандартам. Но вступление в НАТО в ближайшем будущем не предполагается из-за неурегулированного конфликта с Абхазией и Южной Осетией. Отношения с ЕС замедлились из-за закона об иноагентах, хотя грузинские власти утверждают, что к 2030 году страна будет полностью готова к вступлению в ЕС.

Тем не менее на фоне охлаждения отношений с ЕС 30 млн евро, предназначенных для помощи грузинской армии, будут перенаправлены на неправительственные (НПО) организации. Существуют надежды на перезагрузку отношений с США и ЕС в будущем году. Это связывают с возможной победой Дональда Трампа на выборах в США и завершением спецоперации в Украине. Поэтому Грузия переориентируется на Китай.

Грузинские власти утверждают, что они действуют правильно, балансируя между разными силами. Спикер парламента Шалва Папуашвили обмолвился, что ЕС должен быть благодарен Грузии за ее роль в транзитных перевозках из Азии в Европу. Грузия делает ставку на собственные и региональные интересы. Так, Туркмения, Азербайджан, Грузия и Румыния планируют подписать в 2024 году в Бухаресте четырехстороннее межправительственное соглашение о создании международного транспортного маршрута Каспийское море – Черное море. Также рассматривается совместный с Азербайджаном, Венгрией и Румынией проект по прокладке электрокабеля по дну Черного моря. Грузия также является прямым участником поставок азербайджанской нефти в ЕС. В этой ситуации Китай не мог остаться в стороне.

Бидзина Иванишвили, основатель правящей партии «Грузинская мечта», выразил благодарность Китаю за «особую поддержку Грузии». 


Читайте также


Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Анастасия Башкатова

Демографический вызов меняет взгляд на старшее поколение

0
3707
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
2905
Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Виктория Панфилова

Токаев заинтересовался сербским оружием и пригласил венгров в Транскаспийский транспортный проект

0
2872
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
4759

Другие новости