Перед Национальным банком Украины стоит задача не допустить дефолт. Фото Reuters
В условиях продолжения военного конфликта с РФ и атак российских военных по украинской энергоинфраструктуре ключевые экономические показатели в стране к концу года ухудшатся, отметили киевские аналитики. И призвали для обеспечения финансовой стабильности и недопущения дефолта Украины к 1 августа снизить уровень списания с задолженности перед частными кредиторами до 40–45%. Ранее украинские переговорщики предлагали списать до 60%.
В условиях масштабных разрушений энергоинфраструктуры Украины, а также ожидаемого повышения налогов и тарифов на электроэнергию, в стране прогнозируется ухудшение ключевых показателей по росту экономики и инфляции к концу текущего года. Такое заключение в обнародованном в понедельник комментарии сделал киевский аналитик Александр Петрик, в 2013–2017 годах занимавший должность заместителя исполнительного директора Совета директоров МВФ от Украины. Он сослался на июньский консенсус-прогноз Центра экономической стратегии (ЦЭС), в соответствии с которым рост реального ВВП страны в 2024 году составит около 3,5%. Это ниже, чем в консенсус-прогнозе, определенном в декабре 2023 года, когда рост украинской экономики в 2024 году оценивался на уровне 3,9%.
Кроме того, хотя в последние месяцы показатели потребительской инфляции оставались ниже прогнозных значений (и в мае составили 3,3% в годовом выражении), исходя из июньских оценок, до конца года ее уровень может увеличиться более чем вдвое – до 7,6%. Что, в частности, окажется обусловлено воздействием от продолжающегося ослабления курса гривны, повышения косвенных налогов и акцизов, а также вероятного подъема тарифов на жилищно-коммунальные услуги и общего удорожания электроэнергии и топлива в условиях роста их дефицита.
На этом фоне одним из основных вызовов для макроэкономической стабильности в украинском государстве представляется обеспечение устойчивости госфинансов и госдолга. Причем, по имеющимся оценкам, потребность в финансировании госфинансов в долларовом эквиваленте до конца года будет значительно превышать предполагаемые размеры международной помощи в виде грантов и займов. Поэтому необходима реструктуризация известного долга перед частными кредиторами как предпосылка сохранения финансовой стабильности, констатировал Петрик.
Как он уточнил, Киев ранее предложил списать около 60% общей суммы задолженности в 20 млрд долл., тогда как зарубежные инвесторы настаивали на значительно меньшем уровне списания около 22%. Но поскольку ситуация сложилась экстраординарная, лучшим выходом стало бы достижение списания части долга до уровня рыночных ожиданий (то есть не менее 40–45% суммы задолженности при уменьшении стоимости обслуживания остатка), для чего следует привлечь все возможные политические и дипломатические рычаги, заключил бывший заместитель исполнительного директора Совета директоров МВФ от Украины.
Напомним, с началом СВО Киеву была предоставлена двухлетняя отсрочка на выплаты по задолженности в размере около 20 млрд долл. перед частными кредиторами вроде Amundi SA, BlackRock Inc., Pimco и Amia Capital LLP. Мораторий по выплатам завершается к 1 августа. А далее, если не удастся договориться с зарубежными инвесторами, Украине может грозить дефолт.
Еще в конце июня киевский экономический обозреватель Юлия Самаева констатировала в своей статье наличие психологической готовности у кредиторов к списанию 60% обсуждаемого основного долга. Но не из любви к Украине, а потому что объективно за ее евробонды уже давно никто более 30% номинальной стоимости не дает, да и спроса на них нет. А потому сама возможность продать эти евробонды, да еще и не за 30, а за 40%, выглядит подарком для кредиторов, подчеркнула аналитик.
Как она напомнила, вопрос госдолга остается для Украины весьма острым. Притом что чаще всего денежная помощь от союзников предоставляется ей в виде кредитов, а доля грантовой (то есть безвозвратной) поддержки уменьшается и сократилась с 29% в 2023 году до 12% в 2024-м. В то же время, если соотношение объема госдолга Украины и ВВП на конец 2021 года казалось довольно скромным и относительно безопасным для финансовой устойчивости (43,3%), то на конец 2024-го, согласно правительственному прогнозу, оно уже достигнет 104,6% ВВП. По определению Самаевой, это «нескромный и опасный долг», с учетом того что украинская экономика пребывает сегодня не в лучшем состоянии.
И вот в таких обстоятельствах зарубежные кредиторы, похоже, продолжают упорствовать в переговорах по задолженности, общая сумма которой выглядит весьма незначительной для крупных инвесткомпаний вроде той же BlackRock.
Как заметил «НГ» декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев, в принципе дефолтная ситуация даже была бы выгодна для Киева, поскольку любой дефолт позволяет списать определенные обязательства. И одновременно у президента Украины Владимира Зеленского также появилась бы возможность переложить всю ответственность, в том числе за не устраивающее западных партнеров положение на фронте, на них самих. Так как Зеленский вполне мог бы сказать, мол, украинским властям обещали предоставить деньги и вооружение, и хотя что-то было получено ими, однако не в тех объемах и не в те сроки, которые изначально были запрошены.
Но очевидно, в подобных обстоятельствах Запад не захочет отпускать Украину просто так. Хотя и окончательно утонуть ей не дадут. И скорее всего дефолта не допустят, но при этом переговоры по урегулированию проблем с западными инвесторами продолжатся, предположил Селезнев.
Про его мнению, на вариант дальнейшей военной эскалации, за который, к примеру, традиционно выступают в Британии (хотя и там пришедшему на днях к власти новому правительству лейбористов во главе с Кимом Стармером предстоит решить множество внутренних проблем), сегодня накладывается сценарий вероятного мирного урегулирования конфликта с Россией. Во всяком случае, такая возможность наметилась благодаря челночной дипломатии, осуществляемой премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, который сначала обсудил перспективы мирного урегулирования с президентом Украины Владимиром Зеленским, затем с главой Российского государства Владимиром Путиным, а в понедельник также приехал в Пекин на переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином.
Видимо, в ходе идущих за кулисами дискуссий украинский лидер также обсуждает с кураторами в Вашингтоне и Лондоне вопросы о получении гарантий безопасности для себя, своей семьи и ближайшего окружения, с тем чтобы далее выехать за рубеж и иметь доступ к уже аккумулированным там накопленным собственным средствам.
При таком раскладе и для кредиторов Украины также важно прояснить, кто впоследствии оплатит их вложения. Чтобы отбить собственные, они намерены усилить воздействие как на украинские власти, так и на силы, потенциально способные вести соответствующие переговоры. Причем в отсутствие «живых» денег, которые Киев сегодня явно не в состоянии заплатить, западные инвесторы готовы претендовать на получение контроля над украинскими стратегическими ресурсами, скажем, в виде полезных ископаемых, земли, питьевой воды или инфраструктурных объектов. И в связи с этим, видимо, они намерены продолжить необходимое давление и манипуляции, подытожил свою достаточно неожиданную версию декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ.