Никол Пашинян запретил себе посещать Белоруссию, пока ею руководит Александр Лукашенко. Фото с сайта www.primeminister.am
Лидер движения «Тавуш во имя Родины» архиепископ Баграт Галстанян предпринял неудачную попытку штурма здания Национального собрания Армении, в котором в тот момент выступал премьер-министр Никол Пашинян. В правящей партии «Гражданский договор» сравнили случившееся с попыткой убийства Арарата Мирзояна в ночь на 10 ноября 2020 года, который тогда был не главой МИД, а спикером парламента. Политический кризис в Армении вышел на новый уровень, но позиции правительства все еще сильны.
«Сегодня правоохранительные органы предотвратили теракт, попытку захвата государства… Парламентское большинство и наша политическая команда во главе с премьер-министром будут защищать независимость и суверенитет Армении от любых нападений. Демократия должна защитить себя», – заявил 12 июня глава фракции «Гражданский договор» Айк Конджорян.
В свою очередь, вице-спикер парламента Рубен Рубинян возложил ответственность за случившееся на главу Армянской апостольской церкви Гарегина II. «Слава Богу, что благословленное его святейшеством нападение было остановлено быстро и законными методами», – подчеркнул Рубинян.
Оппозиция, напротив, обвинила во всем случившемся Пашиняна, так как тот отказывается уходить в отставку. Его противники утверждают, что только приход к власти нового правительства позволит установить в Армении атмосферу мира и согласия.
В столкновении у парламента участвовали 3–4 тыс. человек. Сначала Галстанян по традиции провоцировал силовиков, а когда это не помогло, его сторонники стали закидывать их камнями, бутылками, стульями и вообще всем, что подворачивалось под руку. В ответ в протестующих полетели светошумовые гранаты. В общей сложности было ранено свыше 80 человек, в том числе пострадали не меньше 17 полицейских. Всего было задержано около 100 протестующих.
Если опираться на то, что писали лояльные Галстаняну блогеры, то у участников штурма было как минимум два плана. Первый заключался в том, что Пашиняна нужно было запереть в парламенте и держать там до тех пор, пока он добровольно не подаст в отставку. Второй более радикальный: премьер-министра следовало схватить и привести к Галстаняну на «народный суд».
Тем временем, выступая с трибуны Нацсобрания, Пашинян громил своих оппонентов в речах. Один из ближайших соратников Галстаняна, депутат от блока «Армения» Гарник Даниелян заявил премьеру, что после его отставки «возможно, откроются новые возможности» для прерывания цепочки уступок в переговорах с Азербайджаном. «То есть для вас управление государством похоже на казино, крутите, говорите: а вдруг выпадет красная 26? Возможно! То есть для вас государство – рулетка?» – парировал Пашинян.
Сторонники движения «Тавуш во имя Родины» попытались взять штурмом здание Национального собрания. Фото Reuters |
Не забыл он и про ОДКБ, на которую в пику правительству надеется оппозиция. Премьер-министр Армении назвал военный блок «альянсом-пузырем», члены которого выполняют не свои договорные обязательства, а планируют войну с Азербайджаном против Еревана. Таким образом он напомнил аудитории о словах главы Белоруссии Александра Лукашенко, адресованных президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. «Я еще подумал, вспомнил наш разговор перед войной, перед вашей освободительной войной, когда мы философски рассуждали за обедом вдвоем. Тогда мы пришли к выводу, что в войне победить можно», – сказал Лукашенко 16 мая в Баку.
Пашинян уточнил, что он не приедет в Белоруссию до тех пор, пока страной правит Лукашенко. Также в Ереван вызвали для консультаций посла Армении в Минске. Правда, немедленно выводить страну из ОДКБ премьер не собирается. Но если он все-таки решится на это, то обещает назад уже не возвращаться.
Сказав своим оппонентам все, что он о них думает, Пашинян покинул Нацсобрание через служебный выход и отправился дальше по своим делам. Лишь через несколько часов Галстанян понял, что в здании больше нет его противника. Немного подумав, он решил отправить своих сторонников к правительству на площадь Республики, но дойдя туда, развернул изрядно поредевшую колонну обратно к парламенту. Там протестующие и заночевали, а утром опять пошли к правительству, чтобы снова вернуться ни с чем.
А Пашинян продолжил критиковать оппозицию в Нацсобрании. По его словам, за организацией беспорядков стоят Кочарян и Гарегин II, в то время как Галстанян – главный провокатор. «Зачинщики происшедших массовых беспорядков должны быть привлечены к ответственности… Мы любящая, сострадающая, помогающая и терпимая, но не слабая власть. Слабая власть – это катастрофа для государства», – заключил Пашинян.
Доцент Российско-армянского университета Антон Евстратов полагает, что Кочаряну, Галстаняну и католикосу не грозит тюремное заключение, потому что для правительства Пашиняна такие брутальные шаги нехарактерны. Однако противники премьера потерпели серьезное поражение возле парламента. «Позиции Пашиняна, наоборот, упрочились. Он одержал победу на фоне отсутствия у оппозиции как популярных и дееспособных лидеров, так и внятной программы», – отметил эксперт.
По мнению политолога Гранта Микаеляна, столкновения у парламента будут способствовать дальнейшей радикализации политической ситуации в стране. «Обе стороны пошли на обострение, но, по моему мнению, полиция применила несоразмерную силу. Однако в любом случае власти и оппозиция хотели выйти из сложившегося тупика. Сторонники Пашиняна скорее всего поддержат действия силовиков, так как они давно задавались вопросом, почему руководство страны терпит оскорбления в свой адрес. Их противники, наоборот, могут решить, что власти перешли красную линию, когда полицейские применили такую силу, которую никто не видел с 2008 года», – заявил «НГ» эксперт.
При этом он считает невероятным арест Кочаряна или католикоса, потому что их тяжело связать с протестами. Галстаняна же властям будет выгоднее измотать в бессмысленных акциях, чем делать из него «жертву режима». «В целом радикализация протеста может произойти, но у полиции достаточно сил, чтобы защитить правительство. Кроме того, время работает против оппозиции, так как лето – сезон отпусков, а не борьбы за власть», – считает Микаелян.