Министр экономического развития и торговли РТ Завкизода Завки Амин и советник гендиректората международного сотрудничества Комиссии ЕС Хенрик Хололей договорились о расширении сотрудничества между Таджикистаном и ЕС. Фото с сайта www.eeas.europa.eu
Европейская комиссия в рамках стратегии ЕС Global Gateway 12 июня представит Координационную платформу, которая станет основой для реализации региональной программы развития Транскаспийского транспортного коридора (ТКТК), также известного как Срединный коридор. Об этом сообщил советник особого класса Генерального директората по международным партнерствам Европейской комиссии Хенрик Хололей во время визита в Душанбе. Европейский союз, готовый инвестировать 10 млрд евро, стремится сделать ТКТК мультимодальными экономическими воротами, соединяющими Европу и Азию. Коридор обещает стать ключевым маршрутом не только для контейнерных перевозок, но и для транспортировки энергоресурсов.
В рамках своей поездки по Центральной Азии в апреле-мае 2024 года Хенрик Хололей провел переговоры с представителями Казахстана, Киргизии, Туркменистана и Таджикистана, обсуждая возможности реализации проекта Срединного коридора и привлечение инвестиций в транспортную сферу этих стран.
Особое внимание уделяется транспортному потенциалу Туркменистана: его выгодное географическое положение, современная транспортная инфраструктура и международный морской порт Туркменбаши, по словам Хенрика Хололея, создают благоприятные условия для углубления сотрудничества в этой сфере. В начале нынешнего года в Брюсселе на форуме инвесторов инициативы ЕС Global Gate Хололей высоко оценил политику Туркменистана на основе транспортной дипломатии и подчеркнул, что существуют большие возможности для сотрудничества между Туркменистаном и компаниями ЕС. Он привел в пример компанию Cargolux, которая использует страну в качестве основного транспортного узла. По словам Хололея, европейские компании готовы выходить на туркменский рынок.
В Казахстане представителя Еврокомиссии интересовал порт Курык на Каспии и проект строительства многофункционального морского терминала «Саржа», потенциал и роль которого в развитии ТКТК «необычайно высока». Такую оценку европейский чиновник дал после начавшихся переговоров между Казахстаном и ЕС о передаче портов Актау и Курык в доверительное управление на условиях ship-or-pay в целях укрепления морского флота и создания контейнерного хаба на Каспии.
Также в проект ТКТК включен Таджикистан, несмотря на то что он географически не находится на основном маршруте, проходящем из Китая через Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу. Находясь в Душанбе 30–31 мая, Хололей встретился с представителями транспортного сектора республики для обсуждения возможностей лучшего вложения инвестиций в транспортную сферу, сообщило информационное агентство «Азия плюс».
Сотрудничество в транспортной сфере с учетом новых возможностей транспортно-логистической инфраструктуры Таджикистана и Азербайджана обсуждалось на недавней встрече президентов Эмомали Рахмона и Ильхама Алиева в Баку. «Думаю, будет полезно объединить усилия в этом направлении, более тесно координировать наши шаги», – подчеркнул азербайджанский лидер.
Срединный коридор уже играет ключевую роль в транзите между Востоком и Западом для Узбекистана. Об этом заявил в интервью Trend министр транспорта Узбекистана Ильхом Махкамов, который принял участие в заседании Международного транспортного форума (ITF) в Лейпциге 22–24 мая.
Узбекистан, по его словам, заинтересован в диверсификации маршрутов для своего экспорта и импорта, обусловленной геополитической ситуацией и изменениями в логистических цепочках. Но тарифы по Срединному коридору не очень конкурентоспособны по сравнению с Северным и Южным маршрутами. Он сообщил, что в пятистороннем формате железнодорожные администрации стран, через которые проходит этот маршрут, согласовали тарифные преференции в размере 50%, что, по его мнению, поможет увеличить объем грузоперевозок по коридору. Махкамов считает, что у ТКТК имеется большой потенциал, однако странам-участницам еще необходимо работать над тарифами и инфраструктурой, чтобы сделать коридор более конкурентоспособным.
Экономист Улугбек Камалетдинов заявил азербайджанским СМИ, что ТКТК не только способствует транспортировке товаров, но и развивает энергетическую инфраструктуру в Центральной Азии. Он напомнил, что недавно обсуждались перспективы экспорта электроэнергии из Казахстана и Узбекистана в Европу через Азербайджан. «Это, в свою очередь, поможет укрепить позиции стран региона в качестве поставщиков электроэнергии», – считает Камалетдинов. По его мнению, объединение энергосистем стран региона и экспорт электроэнергии в Европу обладают несколькими преимуществами. Экспорт электроэнергии позволяет странам региона диверсифицировать свои источники дохода и стимулировать экономический рост. А также создает новые возможности для привлечения инвестиций, развития энергетического сектора и создания рабочих мест. Камалетдинов также подчеркнул важность планов по участию «Узбекнефтегаза» в разработке газового месторождения «Шахдениз» в азербайджанском секторе Каспия. Что, по его мнению, открывает новые перспективы для энергетического сотрудничества между странами региона.
Станислав Притчин, заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН, выражает скептицизм в отношении экономической целесообразности ТКТК. Он считает, что заявленные перспективы коридора в значительной степени авансовые и не имеют реальных экономических обоснований. «Для этого утверждения есть ряд серьезных исследований, в том числе Всемирного банка. Основной вывод этих документов в том, что даже при значительных инвестициях в развитие транспортной инфраструктуры стран-участниц ТКТК будет менее привлекательным для грузоперевозок из-за неразвитой транспортной инфраструктуры внутри стран. Необходимость многократной перевалки и растаможки грузов удорожает и замедляет доставку, делая ее невыгодной по сравнению с альтернативными маршрутами – морским или российским», – сказал «НГ» Станислав Притчин. «Единственным позитивным аспектом Срединного коридора является развитие внутрирегиональной торговли между Азербайджаном и странами Центральной Азии. Два года продолжается украинский кризис, казалось бы, все грузы должны были идти в обход РФ по Транскаспийскому маршруту, но инфраструктура так и не была подготовлена», – считает эксперт. Притчин критически оценивает перспективы энергетического экспорта из Казахстана и Узбекистана в ЕС по ТКТК. По его мнению, подключение Таджикистана к ТКТК выглядит странно – основные торговые партнеры находятся в Евразии.