Никол Пашинян получил несогласных там, где не ждал. Фото с сайта www.primeminister.am
Главы МИД Армении и Азербайджана Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов 10 мая встретятся в Астане и продолжат обсуждение мирного договора. В Казахстан их пригласил президент республики Касым-Жомарт Токаев, который при этом подчеркнул значимость Алма-Атинской декларации о целях и принципах СНГ для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Стороны смогли добиться прогресса не только на дипломатическом уровне, но и на земле, делимитировав не менее 10 км границы. Не все в Армении оказались этому рады.
Лидером недовольных стал предстоятель Тавушской епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) архиепископ Баграт Галстанян. С начала апреля он находился в селе Киранц, где смог сплотить вокруг себя местных жителей, испугавшихся приближения границы с Азербайджаном.
Также его поддержали представители армянской оппозиции, включая парламентские фракции «Айастан» и «Честь имею», члены которых пытаются свергнуть правительство с 2020 года.
В начале мая правоохранительные органы Армении подавили протесты в Киранце, чтобы продолжить делимитацию границы. Тогда Галстанян объявил о начале похода на Ереван. «Мы должны стать мостом для людей, чтобы храм победил улицу, а правда – ложь. Сегодня должен восторжествовать истинный дух… Духовная Армения победит новую Армению. Настоящая Армения должна победить фальшивую, фейсбуковскую Армению», – говорит священник. По сути, он вспоминает события бархатной революции 2018 года, когда, по мнению противников премьер-министра Никола Пашиняна, победил не народ, а худшие его представители, которых они называют «улицей».
Как бы там ни было, архиепископ подчеркнул, что действует с благословения главы ААЦ. «Первопрестольный Святой Эчмиадзин всегда с нами. Без благословения Святейшего Патриарха мы не действуем. Армянский патриарх – наш отец, благословляющий и ведущий нас», – объяснил он.
С 4 по 5 мая Галстанян и его соратники успели пройти от Киранца до Севана. Позади остались, например, Иджеван и Дилижан. Узнав об этом, предстоятель Ширакской епархии Микаел Аджапахян решил поддержать коллегу. «Архиепископ Баграт взял на себя руководство этим движением, чтобы противостоять лжи, обману, противостоять публичному и постоянному унижению, использовать поражение как флаг и жить коленопреклоненными. Я говорю: мой Святой брат пользуется моей полной поддержкой», – заверил Аджапахян. В итоге 8 мая из Ширака в Ереван выступит еще одна колонна оппозиционеров. С отрядом Галстаняна они встретятся в Абовяне, а днем 9 мая вместе зайдут в столицу. Долгое время в этот день Армения отмечала не только День Победы в Великой Отечественной войне, но и день создания Армии обороны Нагорно-Карабахской республики. Так что для противников Пашиняна эта дата переполнена смыслами.
В последнее время деятельность оппозиционеров была не слишком заметной, но активное подключение к протестному движению церкви вдохнуло в них новую жизнь. Впрочем, премьер-министр Никол Пашинян предсказал это еще 10 апреля, когда заявил о столкновении «исторической» и «реальной» Армений, которые не могут сосуществовать и представляют опасность друг для друга. В частности, по его словам, первая хочет враждовать с соседями, опираясь на национальные мифы, а вторая надеется с ними договориться, чтобы больше не бояться новой войны и спокойно развиваться. Церкви, одной из самых консервативных структур в республике, такое сравнение, естественно, не понравилось, поэтому руководство ААЦ призвало армян сплотиться, чтобы не следовать за пораженцами и не сдавать врагам свои национальные интересы.
«Участие представителей ААЦ в акциях протеста создает очень сложную внутриполитическую ситуацию для властей Армении. Церковь остается, наверное, последним серьезным институтом, пользующимся общественной поддержкой и выступающим против руководства страны», – сказал «НГ» руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ) Айк Халатян.
По словам эксперта, основа нынешнего протеста сформировалась из-за готовности Еревана выполнять любые требования Баку, не гарантируя собственному населению ни безопасность, ни возвращения территорий. «Главное требование протестующих – это отставка действующих властей. В обществе есть консенсус относительно того, что Пашинян и его команда не справляются со своими обязанностями», – уверен Халатян.
Доцент Российско-армянского университета Антон Евстратов думает, что, оказавшись в Ереване, протестующие потребуют от Пашиняна уйти в отставку. «Они хотят свергнуть действующие власти, а затем вернуть те территории, которые правительство решило отдать Азербайджану. Как именно это произойдет, никто не рассказывает», – сказал Евстратов.
Тем не менее он считает, что планы несогласных в очередной раз будут сорваны. «В целом ситуация выглядит как попытка захватить власть руками церкви при неспособности на такое светской оппозиции. Но популярность ААЦ не так велика, чтобы не замечать аморфную программу протестующих. К тому же к движению примкнули представители Республиканской партии и «Процветающей Армении», которые настолько дискредитируют идею, что некоторые считают это хитрым планом Пашиняна», – заключил Евстратов.
В свою очередь, политолог Микаэл Золян отметил, что отношения между Пашиняном и церковью давно были напряженными. В частности, до революции 2018 года высшие иерархи ААЦ выступали за руководство страны, а после второй войны за Карабах поддержали оппозицию во главе с экс-президентом Робертом Кочаряном.
«В нынешней истории принципиально ново только личное участие архиепископа в протестах. Для армянской истории это беспрецедентное событие. Однако лидерство Галстаняна вряд ли принципиально изменит расклад сил. Он выгодно отличается от других оппозиционеров, но в целом в обществе довольно скептическое отношение к церковным иерархам. Несколько недель в Армении будет нестабильный период, но страна через такое уже проходила. Вряд ли протесты приведут к смене власти или изменению переговорной позиции Еревана», – считает Золян.