Национальный банк Украины вынужден был объявить о непопулярном решении. Фото со страницы Национального банка Украины в Flickr
Курс гривны, снижавшийся в преддверии обсуждения в Конгрессе США вопроса о предоставлении помощи Украине, в понедельник пробил еще одну психологическую отметку – в 40 грн/долл. Хотя некоторые украинские эксперты уверяли накануне, что Нацбанк не допустит подобного падения. При этом в МВФ, с руководством которого глава Минфина Украины Сергей Марченко на днях обсудил продолжение поддержки Киева, спрогнозировали дальнейшее ослабление нацвалюты – до более 50 грн/долл в 2027 году. По мнению экспертов, от удешевления гривны также выиграли внутренние лоббисты из числа экспортеров, прежде всего производители зерновых и стоящие за ними зарубежные агрохолдинги.
Похоже, к голосованию в Палате представителей Конгресса США за новый пакет помощи Украине в размере свыше 60 млрд долл., состоявшемуся в конце прошлой недели, в Киеве приурочили не только принятие закона по ужесточению мобилизации. Но также обеспечили ослабление гривны, которой Международный валютный фонд (МВФ) в обнародованном на днях прогнозе предсказал продолжение девальвации на последующие пять лет: до уровня 50,4 грн/долл в 2027 году и до 54,1 грн/долл в 2029 году. На текущий год МВФ спрогнозировал незначительное уменьшение курса (до 41 грн/долл), деликатно сформулировали киевские комментаторы. Хотя и напомнили, что прогнозные оценки МВФ в последнее время не совпадали с реальными курсовыми значениями.
Однако не исключено, что украинские финансово-денежные власти решили пойти навстречу западным спонсорам и в данном вопросе. Как раз на прошлой неделе министр финансов Украины Сергей Марченко на встрече в Вашингтоне с руководством МВФ, в частности, сообщил о внеплановой бюджетной дыре в 4 млрд долл., которая возникла из-за того, что Киеву пришлось приобрести необходимое дополнительное вооружение для Вооруженных сил Украины (ВСУ) в условиях задержки с предоставлением обещанной помощи от Соединенных Штатов. Правда, по словам главы Минфина, траты на военные нужды возросли до 46 млрд долл. Хотя еще двумя днями ранее министр стратегических отраслей промышленности Украины Александр Камышин утверждал, что всего на военные нужды в бюджете страны запланировано 40 млрд долл. При этом директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева уверила в ответ в непоколебимости глобальной помощи Киеву. А также отметила, что в текущем году Украина нуждается в 42 млрд долл. бюджетной поддержки из-за продолжающегося масштабного военного конфликта с РФ. Любопытно, что и тут вышел разнобой в цифрах, притом что ранее в украинском правительстве оценивали бюджетный дефицит в 37 млрд долл.
На таком фоне тем более нелишне будет уточнить, что спрогнозированное МВФ ослабление украинской валюты до 41 грн/долл в текущих реалиях вовсе не является незначительным, как это писали в киевских СМИ. К тому же предыдущую психологическую отметку в 39 грн/долл она преодолела немногим более месяца назад, в середине марта.
А в середине предыдущей недели член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, комментируя украинским журналистам ситуацию с гривной, напомнил, что в бюджете на 2024 год среднегодовой курс был заложен на уровне 40,6 грн/долл, но до сих пор не достиг этой отметки. «Думаю, Нацбанк не будет повышать его выше 40 гривен», – указал эксперт. И в то же время уточнил, что западная помощь Киеву поступает в долларах, а потому чем слабее курс, тем выгоднее украинскому Минфину. «Но Нацбанк еще отвечает за инфляцию. Чем слабее курс гривны, тем выше инфляция, это мы тоже понимаем. Поэтому он так немного балансирует. С одной стороны, НБУ идет навстречу Минфину, с другой – держит достаточно жесткими методами инфляционные процессы», – подытожил аналитик.
Но на понедельник 22 апреля Национальный банк Украины (НБУ) установил официальный курс доллара к гривне на уровне 39,79 грн/долл, таким образом, нацвалюта ослабела на 19 коп. по сравнению с предыдущим уровнем. Хотя одновременно СМИ информировали, что за неделю с 15 по 19 апреля НБУ продал на межбанковском рынке 695,1 млн долл. (что на 316,8 млн долл. больше, чем на прошлой неделе), отказавшись от покупки валюты. В итоге вследствие подобных противоречивых действий наличный курс гривны в украинских банках в понедельник пробил новый порог и просел в среднем на 15 коп. – до 40,10 грн/долл.
Как указывалось выше, от удешевления нацвалюты выиграл украинский Минфин. Также традиционно в выигрыше оказались экспортеры. Также понятно, что от предполагаемого повышения инфляции, обусловленного удорожанием импорта, в первую очередь пострадает население.
Впрочем, озвучивая заявления о том, что экономика Украины не способна существовать без внешней поддержки, киевские руководители лишь подтверждают и ее, и собственную несостоятельность, подчеркнул в комментарии для «НГ» президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. А в таком случае, продолжил он, обесцениваются и все обсуждаемые прогнозы, поскольку непонятно, сохранится ли вообще к концу года экономика Украины, да и она сама.