Светлана Тихановская, как и прежде, активна на международных площадках. Фото со страницы Светланы Тихановской в Flickr
Понедельник 22 апреля – последний день регистрации кандидатов на участие в выборах Координационного совета (КС) белорусской оппозиции. Интерес проявили не только представители политических партий, которые некогда действовали в Белоруссии, а ныне лишены там регистрации, но даже ближайшие сподвижники Светланы Тихановской. Между тем другие ее сторонники обвиняют КС в стремлении взять лидера оппозиции под контроль. Ситуацию обостряет тот факт, что в следующем году, когда в Белоруссии пройдут очередные президентские выборы, статус Тихановской и всех созданных ею структур окажется под вопросом.
Последняя дата регистрации кандидатов в Координационный совет белорусской оппозиции – 22 апреля. С 25 апреля по 25 мая планируется период агитации, а потом трое суток отводится на сам процесс выборов. КС создавался в августе 2020 года по инициативе Светланы Тихановской в целях организации передачи власти ей же. Поскольку задачу эту решить не удалось, члены этого органа продолжили свою деятельность в эмиграции. Правда, пришлось радикально переосмыслить функционал этой структуры. Ее стали именовать «протопарламентом» будущей постлукашенковской Белоруссии.
В представлении лидеров оппозиции выстраивалась довольно изящная конструкция: Светлана Тихановская – «избранный президент», Объединенный переходный кабинет (ОПК) – альтернативное правительство. И КС – своего рода законодательный орган.
Однако в реальности обеспечить эту стройность и логичность не удалось. Сама Тихановская и отдельные члены ОПК преимущественно занимаются агитацией против президента Александра Лукашенко на международных площадках, а вот КС протопарламентом так и не стал. Но его спикер Андрей Егоров явно стремится повысить статус этой структуры путем проведения выборов. Хотя организация этого процесса, а также факт того, что в них смогут реально участвовать только белорусы-эмигранты, подвергается критике, о готовности принять участие в голосовании заявили в последние перед окончанием регистрации дни достаточно влиятельные в диаспоре люди.
Заместитель руководителя ОПК и одновременно глава Народного антикризисного управления (НАУ) Павел Латушко и лидер движения «За Свободу!» Юрий Губаревич создали коалицию для борьбы за места в КС. «Давайте вместе примем участие в выборах. Нам важно понять после 3,5 лет непрекращающейся борьбы, что никто не решит за нас, белорусов, наши проблемы… Новый Координационный совет должен иметь задачу отстаивать национальные интересы Беларуси, права белорусов и влиять на решения, которые могут касаться нас с вами. Убежден, что Координационный совет как демократически избранный институт также будет востребован и в транзитный период изменений в Беларуси», – заявил в видеообращении Латушко.
О создании единого списка на выборах в КС заявили также партии «Народная Грамада» и «Белорусская христианская демократия». Первая не так давно была лишена регистрации в Белоруссии, а вторая – часть оргкомитета структуры, которая так и не дошла там до регистрации. Исполняющий обязанности главы «Грамады» Евгений Вильский заявил в соцсетях: «Принимая на себя ответственность перед белорусским народом, мы договорились о необходимости совместного участия в работе Координационного совета».
Но энтузиазм демонстрируют далеко не все. Наиболее преданные сподвижники Тихановской подозревают недоброе. Ее внештатный советник по вопросам европейского выбора Белоруссии, кандидат в президенты на выборах 2006 года Александр Милинкевич обратился к членам Координационного совета с открытым письмом. В нем он адресует непосредственно спикеру КС Андрею Егорову несколько неприятных вопросов, среди которых, пожалуй, основной такой: «Действительно ли главное направление деятельности КС – это контроль и ограничение полномочий лидера демократических сил Светланы Тихановской и Объединенного переходного кабинета, а если те не подчинятся, то вынесение им вотума недоверия, как это следует аж из 10 пунктов регламента?»
И просит уточнить: «Каковы конкретные цели КС? Стать «представительным органом демократических сил и презентации интересов общества»? Но напомню, что КС будет представлять исключительно тех, кто проголосует на планируемом плебисците, притом фактически без участия в нем белорусов в Беларуси».
И действительно, какова будет легитимность КС даже после успешного проведения выборов, непонятно. Но главная проблема оппозиции в том, что через год, когда в Белоруссии пройдут президентские выборы, в которых Тихановская участвовать, разумеется, не сможет, встанет вопрос уже о ее статусе. Называть себя «президентом-электом» будет уже более чем странно.
Политолог Павел Усов ставит вопрос ребром: «Если мы рассуждаем о правилах и правах, то электоральное доверие, данное Светлане Тихановской, заканчивается через год. На сегодняшний момент нет никаких других легитимных механизмов, кроме выборов, которые бы обеспечили Тихановской ее формальное право на «титул». И каким правом она будет «сохранять» свою должность «президента-электа» и «руководителя кабинета» – неизвестно». Он развивает свою мысль: «Каким правом и на основе чего был сформирован кабинет и созваны «министры»? Даже по лукашенковской Конституции президент не может быть главой правительства». «Фактически оппозиция насоздавала структур, которые не имеют никакой, хотя бы базовой легитимности», – уверен эксперт.
Судя по всему, именно эта проблема заставляет даже таких именитых сподвижников Тихановской, как Павел Латушко, делать ставку на выборы в КС. При всей их странности, это хоть какое-то голосование, а значит, можно будет по крайней мере утверждать, что делегаты представляют политически активную часть диаспоры. Перед лицом кризиса легитимности – уже что-то.