Грузинский парламент обсуждает закон об иноагентах. Фото с сайта www.parliament.ge
Вечером 9 апреля в центре Тбилиси прошел «марш свободы», участники которого протестовали против принятия закона об иностранных агентах. Также акцию приурочили к 35-летию разгона антисоветского митинга в грузинской столице, жертвами которого стали 19 человек, около 280 пострадали. Протестующие утверждают, что защищают европейское будущее республики. Впрочем, правящая «Грузинская мечта» не намерена обращать на них внимания. Не тревожат ее и многочисленные предупреждения западных партнеров о том, что страна может лишиться европейской перспективы.
В Грузии постепенно раскручивают протестные настроения. В понедельник несколько сотен человек пикетировали здание парламента в Тбилиси, чтобы добиться отмены рассмотрения закона об иноагентах. Во вторник несколько тысяч оппозиционеров с флагами Грузии и Евросоюза прошли маршем от Площади республики до Нацсобрания. Примечательно, что пока акции организуют не политические партии, чей рейтинг популярности зачастую около 5%, а неправительственные организации, ассоциирующиеся у грузин с будущим в Евросоюзе.
Также не смогла удержаться президент Грузии Саломе Зурабишвили. По ее словам, законопроект об иностранных агентах ставит перед грузинами вопрос о том, какой путь они выбирают для своей страны: независимость или рабство.
Тем не менее лаборант-исследователь Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН Хатия Хутуашвили рассказала «НГ», что в 2024 году может не быть таких же масштабных протестов, какие были в 2023-м. «В прошлом году обсуждение закона шло около месяца, после чего начались уличные столкновения. Но в этот раз накал страстей как будто ниже. В 2023-м люди считали своим долгом не просто опубликовать в соцсетях пост против закона об иноагентах, но и прикрепить к нему фотографию, подтверждающую участие в пикете или митинге. Сейчас такого нет. Возможно, это связано с тем, что в апреле многие начали готовиться к началу туристического сезона и парламентским выборам», – отметила она.
По словам Хутуашвили, значительная часть грузин считает, что в целом закон об иноагентах нужен, потому что в стране появилось большое количество иностранцев, и в целях безопасности за ними необходимо следить. Вместе с тем правительство не объясняет, как будет работать их инициатива. Так как в законопроекте прописан только порог зарубежного финансирования в 20%, но нет указания сферы деятельности НПО, в обществе утвердилась мысль, что иностранным агентом может стать кто угодно. К тому же люди переживают, что статус будет присваиваться во внесудебном порядке. «Если власти внесут в свой законопроект поправки и объяснят людям его цели и задачи, протестные настроения сократятся», – считает Хутуашвили.
Между тем за последнюю неделю против инициативы «Грузинской мечты», кажется, выступили уже все, кто только мог. Например, генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что закон об иностранных агентах подорвет демократическое развитие страны. Совет ООН по правам человека увидел в нем угрозу свободному выражению мнений. «Репортеры без границ» призвали грузинские власти не запугивать неправительственные организации и СМИ.
Председатели парламентских комитетов по международным отношениям Чехии, Дании, Эстонии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши и Великобритании посчитали законопроект об иноагентах враждебным шагом по отношению к европейским устремлениям грузинского народа и его будущему. По их мнению, цель инициативы – «стигматизировать и ослабить активное проевропейское гражданское общество и неправительственный сектор Грузии». Параллельно с этим послы стран Евросоюза в республике опубликовали совместное обращение к местному населению, в котором они рассказали, что значит быть частью европейской семьи. Они упомянули безопасность, экономический рост и возможности для новых поколений.
В свою очередь, грузинские неправительственные организации опубликовали список представителей правящей элиты страны, которые ранее сами работали в западных НПО. Так, премьер-министр Ираклий Кобахидзе 9 лет трудился в организациях, связанных с США и ООН, а председатель парламента Шалва Папуашвили 17 лет проработал в немецком фонде. Председатель парламентского комитета по науке и образованию Гиви Микандзе 10 лет получал финансирование от Совета Европы, ОБСЕ, ООН и ЕС. Глава парламентского комитета по правам человека Рати Ионатамишвили 9 лет жил на деньги Евросоюза и USAID (организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ). Комитетом по внешним связям руководит Николоз Самхарадзе, который 11 лет работал в программах ЕС и ООН.
Несмотря на это, основатель фонда SIKHA Initiative Арчил Сихарулидзе заверил «НГ», что никто не сможет лишить Грузию европейской перспективы, так как она в принципе нереальна. Кроме того, Евросоюз сам собирается принять похожий закон, поэтому подобные угрозы в адрес Тбилиси выглядят странно.
«Оппозиция и неправительственный сектор считают, что закон отчасти является продолжением предвыборной кампании. Если они не признают итоги парламентских выборов, «Грузинская мечта» сможет заявить, что иностранные спонсоры тратят деньги не на повышение благосостояния грузин, а на раскачивание политической ситуации, что будет не очень хорошо воспринято в обществе. Вряд ли большинство грузин хочет, чтобы американские, европейские или российские деньги уходили на поддержку протестов», – отметил Сихарулидзе. С его точки зрения, противники «Грузинской мечты» скорее всего предпочтут добиваться победы не весной на улице, а осенью на парламентских выборах. Главный тезис оппозиции сводится к тому, что в случае ее прихода к власти страну сразу примут в ЕС «Даже самые банальные глупцы осознают, что это невозможно», – заключил Сихарулидзе.