Повышение топливных акцизов скажется на всех. Фото с сайта www.smr.gov.ua |
После прошлогоднего повышения акцизов на топливо и энерготарифов украинские власти, похоже, вновь готовятся выстрелить по потребителям «дуплетом». Напомним, в прошлом году, по настоянию прежде всего зарубежных спонсоров Украины, там с 1 июля фактически повысили ставки акцизов, вернув их к довоенным уровням, и НДС на топливо (с 7 до 20%). А кроме того, вопреки объявленному с начала специальной военной операции (СВО) РФ в феврале 2022 года мораторию на подобные решения, дополнительно усилили экономическое давление на потребителей. И с 1 июня еще увеличили базовый тариф на электроэнергию для населения до 2,64 грн/кВт-ч: с прежнего уровня в 1,44 грн за 1 кВт-ч при потреблении до 250 кВт-ч в месяц и 1,68 грн за 1 кВт-ч – при потреблении более 250 кВт-ч.
О намерении правительства повысить акцизы на автотопливо и алкоголь, чтобы приблизить их к уровням Евросоюза, украинский Минфин сообщил в конце марта. Тогда это назвали «шагом к выполнению обязательств Украины перед ЕС в контексте получения статуса страны-кандидата». При этом кабмин принял проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно приближения законодательства Украины к законодательству Европейского союза в части акцизного налога», который затем предстоит утвердить парламенту.
Хотя на самом деле, как отметил в опубликованной в понедельник в киевских СМИ статье директор ОАО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн, соответствующая евродиректива служит лишь рекомендацией. И в Брюсселе нет четких указаний по ее реализации. Например, в Польше и Венгрии, которые являются членами ЕС уже более 10 лет, акцизы на бензин и дизтопливо ниже, чем положено по евродирективе. В Испании и Хорватии акциз на сжиженный газ намного меньше рекомендованного уровня. А в Бельгии он вообще нулевой, хотя цены на бензин там одни из самых высоких в ЕС – порядка 600 евро/1000 л. И когда киевские власти говорят о повышении налогов на топливо и общем усилении налоговой дисциплины, это представляется не столько требованием Брюсселя, сколько западных кредиторов в целом. Но последним безразлично, как оно будет выполнено, главное, чтобы украинское государство мобилизовало внутренние резервы, уточнил автор.
По подсчетам правительства, добавил он, нововведение позволит собрать дополнительно около 1,6 млрд грн (примерно 3,3 млрд руб) ежемесячно от реализации горючего, а также до 4,5 млн грн от продажи промежуточных продуктов. Согласно правительственному плану на протяжении пяти лет акциз на бензин должен вырасти в 1,7 раза, с 213 до 359 евро/1000 л и на дизтопливо – в 2,4 раза, с 139 до 330 евро/1000 л. В результате соответствующие цены могут вырасти на 7,3 и 9,6 грн за литр. В то же время на сжиженный газ акциз предложено поднять с 52 до 70 евро/1000 л – с предполагаемым повышением цены на 0,9 грн за литр. Первый раунд повышения запланирован со второй половины текущего года. На сегодня же наибольшие ставки акцизов почему-то выплачивают покупатели бензина – вчетверо больше потребителей автогаза и в полтора раза больше, чем потребители дизеля. Чтобы обеспечить лучший баланс, вместо намеченного Минфином введения с 1 июля новых ставок акцизов (на бензин в размере 242,6 евро, дизельное топливо – 177,6 и автогаз – 55,6 евро/1000 л) следовало бы применить иную пропорцию. С тем, чтобы акциз на бензин, и без того отмеченный самой большой налоговой нагрузкой, повысить с 213,5 до 225 евро, на дизтопливо – до 165 евро, а на автогаз (который к тому же зачастую поставляется через Польшу от российских производителей) до 135 евро/1000 л. Такое соотношение обеспечило бы необходимые сборы до 1,5 млрд грн, определил Куюн.
Между тем в тот же день киевские СМИ рассказали также, что жители страны активно раскупают подержанные автомобили. Так, за март приобрели более 21 тыс. ввезенных из-за рубежа подержанных легковушек. По оценке Ассоциации автопроизводителей «Укравтопром», эти показатели почти в полтора раза превысили уровни аналогичного месяца прошлого года. Такой же рост (в полтора раза) продемонстрировали и мартовские объемы покупок новых авто – около 6,7 тыс. В то же время отмечалось, что наибольшая доля в первом упомянутом сегменте авторынка принадлежала легковушкам, работающим на бензине (48%) и на дизеле (25%), а во втором – доля авто с традиционным двигателем составила 72%. Наряду с прочим за февраль на украинском рынке также было реализовано 1025 новых коммерческих автомобилей, что на 41% превысило аналогичные прошлогодние параметры. Приведенные данные могли заставить усомниться в справедливости не только расчетов директора «Консалтинговой группы А-95» по возможному увеличению сборов за счет резкого повышения акцизной ставки на автогаз, но и вероятных предположений о том, что, несмотря на продолжающийся масштабный военный конфликт с РФ, состояние экономики Украины и благосостояние ее населения начало выправляться.
Разумеется, в сегодняшних украинских реалиях имеется определенная группа населения, которая богатеет и на фоне боевых действий, заметил «НГ» бывший депутат Верховной рады (ВР) Спиридон Килинкаров. К ней относится в том числе коррумпированная «верхушка», которая первой получает свою долю от поступающих бюджетных средств, а также сами военные (чья общая численность составляет до 1 млн человек) и различные компании, обеспечивающие необходимые поставки на фронт. Очевидно доходов представителей этой общественной группы хватает на приобретение нового жилья, скажем, или тех же автомобилей – в отличие от подавляющего большинства жителей Украины, которые продолжают нищать и не могут себе позволить подобных покупок.
В то же время, продолжил Килинкаров , решения о новом повышении топливных акцизов еще более ухудшат положение наименее состоятельных граждан. Надо понимать, что вследствие повышения транспортных расходов в дальнейшем подорожает все, начиная с хлеба. Как показывает украинская практика, если бензин дорожает на 7%, то цены в целом повышаются на 20%. При этом само по себе принятие подобного решения свидетельствует о серьезных проблемах с бюджетом, на пополнение которого напрямую идут акцизы. И хотя в краткосрочной перспективе предусмотренная мера поможет залатать некие бюджетные дыры, но в дальнейшем грозит сильнее ударить также по экономике.