Посол Украины Константин Елисеев считает, что в Киеве не использовали окно возможностей перед саммитом ЕС. Фото с сайта www.mfa.gov.ua
Намеченные на март решения по фактическому запуску переговоров о вступлении Украины в Евросоюз не были приняты. При этом, напомнил в своей статье чрезвычайный и полномочный посол Украины, председатель Центра новых решений Константин Елисеев, необходимую работу по выполнению рекомендаций Брюсселя в Киеве зачастую подменяли популистскими заявлениями и в результате не использовали окно возможностей до июньских выборов в Европарламент.
Режим политически мотивированного форсированного продвижения Украины в ЕС начал стопориться. Такой вывод можно было сделать из опубликованной в понедельник в Киеве статьи чрезвычайного и полномочного посла Украины, председателя Центра новых решений Константина Елисеева. По его словам, после того как Европейский совет 14 декабря 2023 года принял историческое решение о начале вступительных переговоров с Украиной, ряд намеченных в ЕС на март важных шагов не был реализован. Известным этапным событием на пути к открытию переговоров должно было стать запланированное на 12 марта утверждение Еврокомиссией проекта переговорной рамки, а также заседание Совета ЕС по общим вопросам, сопровождающее все решения по политике расширения ЕС (19 марта) и заседание Евросовета 21 марта, на котором лидерам государств – членов ЕС предстояло благословить официальный старт переговоров. По результатам названных событий предполагалось сформировать условия для созыва инаугурационной межправительственной конференции Украина – ЕС. Однако ожидавшиеся решения оказались отсрочены. И одной из ключевых причин этого стало то, что работу по выполнению рекомендаций ЕС украинские власти зачастую заменяли популистскими заявлениями о грядущем успешном завершении переговоров и последующем вступлении в ЕС, которое вот-вот состоится. В подобных обстоятельствах руководители ЕС столкнулись с тем, что «продолжение уникального турборежима», предоставленного Киеву, не только не обеспечивало прорыва на украинском направлении, но и усиливало раздражение граждан евросообщества. Это произошло из-за «искусственного геополитически мотивированного ускорения», которое «угрожало ослаблением позиций здоровых европейских политических сил на выборах», констатировал автор (имея в виду предстоящие в июне выборы в Европарламент).
Представители киевских властей продолжили демонстрировать оптимистический настрой в данном вопросе. К примеру, реагируя на прошлогоднее решение Евросовета от 14 декабря, президент Украины Владимир Зеленский написал в соцсетях: «Победа Украины. Победа всей Европы. Победа, которая мотивирует, вдохновляет и укрепляет». После чего премьер-министр Украины Денис Шмигаль, комментируя в Telegram-канале утверждение Еврокомиссии 12 марта переговорной рамки по вступлению Украины в ЕС, указал, что оно обеспечило еще один шаг к старту переговоров. «Этот шаг – свидетельство достижений Украины, нашей трансформации и того факта, что Украина обязательно будет членом ЕС», – отметил Шмыгаль.
Наметившиеся на европути украинские проблемы еще в конце февраля побудили главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен допустить вероятность переноса одобрения переговорной рамки и начала вступительных переговоров с марта на июнь 2024 года, возразил в статье Константин Елисеев. А далее, конкретизировал он, подготовленный Еврокомиссией проект переговорной рамки остался без содержательного рассмотрения Совета ЕС по общим вопросам. И хотя Евросовет затем призвал упомянутую структуру как можно быстрее одобрить обозначенную рамку, «но осталось без ответа предложение стран – адвокатов Украины определить конкретные временные сроки такого решения, в частности до конца июня 2024 года». И на сегодня вырисовываются два варианта дальнейшего развития событий: оптимистичный (с одобрением Советом ЕС переговорной рамки сразу после выборов в Европарламент в июне). А также и пессимистичный – с переносом соответствующего решения на декабрь 2024 года и утверждением его на основе очередного отчета Еврокомиссии о прогрессе расширения за 2024 год. Так или иначе, все это не означает ускоренного вступления Украины в ЕС, а предполагает модель постепенной ее интеграции в евросообщество. Причем указанная модель подразумевает не гарантированный, а жестко обусловленный процесс, для продвижения которого Украине надлежит полностью выполнить свою часть работы. «И речь идет не только о принятии того или иного закона или нормативного акта, а прежде всего об их эффективной имплементации», – сформулировал автор.
Однако насколько он был прав в выводах о том, что еще более активно провозглашавшийся поначалу и Брюсселем, и Киевом – на фоне масштабного военного конфликта с РФ – «вступительный турборежим» стал давать сбой? И возможно ли рассчитывать на дальнейшее форсирование событий после июньских выборов в Европарламент?
Процесс вступления в ЕС обычно оказывается длительным и в лучшем случае занимает до 5–10 лет, уточнил в комментарии для «НГ» профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ) Станислав Ткаченко. А потому, продолжил он, нет ничего удивительного в том, что и в переговорах с Киевом наблюдается определенная неспешность. Другое дело, что неспешность позволяет евроруководству скрыть свое нежелание или неготовность на практике принять в ЕС Украину, не соответствующую его критериям. «И, видимо, Елисеев, как опытный дипломат, лучше просчитал идущие из Брюсселя сигналы. Очевидно, пока в ЕС нацелены на то, чтобы затягивать и симулировать переговоры с Киевом», – определил Ткаченко.
А что до предстоящих выборов, то, по его определению, есть серьезные основания полагать, что следующий состав Европарламента будет более осторожен в своей политике в отношении Украины. «Европейцам свойственно проектное мышление, они вкладывают деньги, чтобы чего-то добиться. Но уже понятно, что в украинском государстве они не добьются стратегического поражения России. А сама по себе Украина их не очень волнует. В очереди в Евросоюз итак стоят страны западных Балкан, а всего уже насчитывается 27 государств – членов ЕС. Сегодня для Брюсселя не важна численность, а нужно качество. Поэтому они с удовольствием приняли бы Швейцарию или Норвегию, скажем. А вот Украину вряд ли», – пояснил профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ.
Между тем, как указал в завершение статьи Елисеев, от обсуждаемых вопросов также зависит и проблема предоставления финансовой помощи Киеву в рамках механизма поддержки Украины на 50 млрд евро на 2024–2027 годы. И если первый транш в размере 4,5 млрд евро с перспективой выделения в апреле дополнительных 1,5 млрд евро был перечислен украинской стороне без жесткой привязки к выполнению условий, то следующие выплаты станут предметом пристальной оценки со стороны ЕС. А потому «важно уже сейчас объединить усилия, чтобы обеспечить должное выполнение всех рекомендаций Еврокомиссии до июня, решить острые внутриполитические вопросы, связанные с состоянием демократии, верховенством права, политическим и парламентским плюрализмом, уважением к правам оппозиции и обеспечением прав нацменьшинств в Украине, которые среди прочего получили отображение не только в отчетах Еврокомиссии, но и в резолюциях Европарламента», – резюмировал украинский посол.