Спикер парламента Армении Ален Симонян встретился в Женеве с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской. Фото со страницы Светланы Тихановской в социальной сети X (Twitter)
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал Армению братской страной, с которой сейчас непростые отношения. В том числе это связано с тем, что Кавказ приковывает к себе внимание внерегиональных сил, чье участие не приводит к стабильности и процветанию. Тем не менее Москва надеется, что в Ереване возобладает политическая воля и стороны преодолеют этот сложный период. Тем временем на 148-й ассамблее Межпарламентского союза в Женеве армянские депутаты активно налаживали контакты с представителями Запада.
Собрание проходило с 23 по 27 марта, в нем участвовали представители 140 стран. МПС – старейшее и крупнейшее объединение парламентариев мира и первая международная организация, продвигающая идеи мирного урегулирования конфликтов. По сути, это своеобразный дискуссионный клуб, в котором обсуждают глобальные вопросы.
Армянскую делегацию возглавил спикер парламента Ален Симонян. По его словам, Ереван делает все возможное для того, чтобы заключить мирный договор с Азербайджаном. Вместе с тем у республики два приоритета: региональная безопасность и развитие собственной обороноспособности. «Мы верим, что разработанный правительством Армении проект «Перекресток мира» оживит экономические связи в регионе и окажет положительное влияние на общую ситуацию с безопасностью», – заявил политик в Женеве.
Как бы в подтверждение своих слов спикер Нацсобрания Армении первым делом встретился с азербайджанской коллегой Сахибой Гафаровой. При посредничестве генсека МПС Мартина Чунгонга они обсудили налаживание межпарламентского диалога. Как сказала Гафарова, Баку и Ереван еще никогда не были так близки к миру, как сегодня.
Впрочем, у Симоняна были и другие встречи. Например, он встретился с одним из лидеров белорусской оппозиции Светланой Тихановской. Она спрашивала у Симоняна о судьбе белоруса Ярослава Нилова. В начале февраля молодого человека задержали по запросу Минска по делу об уклонении от воинской службы. Ереван пообещал дать ему политическое убежище, утверждает Тихановская.
Кроме того, Симонян провел переговоры с делегацией из Великобритании, которую возглавила бывший министр по делам Северной Ирландии Карен Брэдли. «Армения придает важное значение развитию двусторонних отношений с Великобританией на уровне стратегического диалога», – сказал спикер Нацсобрания. Также он высоко оценил нынешний уровень межпарламентского сотрудничества. Представители Еревана и Лондона говорили о проблемах беженцев из Нагорного Карабаха, армяно-азербайджанском диалоге и реформировании Армении, основанном на общей для армян и британцев системе ценностей.
Параллельно с этим на полях МПС действовал сын экс-президента Армении, член блока «Айастан» Левон Кочарян. В частности, он встретился с вице-спикером Госдумы Петром Толстым. Они поговорили о проблемах в армяно-российских отношениях и договорились продолжить сотрудничество по линии парламентского сотрудничества.
Между тем армянский политический аналитик Аршалуйс Мгдесян считает, что, если к власти в республике придет «Айастан», отношения между Москвой и Ереваном изменятся не очень сильно. «Конечно, у оппозиции есть собственное видение того, как нужно развивать отношения с Западом и Россией. Наверное, «Айастан» будет больше работать с Москвой в вопросах безопасности и координации внешней политики. Но вряд ли Ереван полностью отвернется от США и Евросоюза. Это зависит не от одного или нескольких людей, а от того, насколько сильны позиции России на Южном Кавказе, ее способности обеспечить безопасность Армении. Например, сейчас остро стоит вопрос закупки оружия. Россия не может обеспечить нужный объем поставок, поэтому Ереван ищет другие предложения. И так будут делать любые армянские власти», – объяснил Мгдесян. Вместе с тем он предположил, что риторика «Айастана» может отличаться от того, что позволяет себе команда «Гражданского договора» во главе с премьер-министром Николом Пашиняном. В частности, действующее руководство страны пришло во власть из уличной политики, поэтому позволяет себе громкие заявления на публичных площадках. Члены «Айастана», наоборот, привыкли к кабинетной работе, благодаря чему им может быть проще сгладить некоторые острые углы в отношениях с российскими коллегами.
Заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов подчеркнул, что нет никаких предпосылок к тому, чтобы в Армении сменилась власть, однако в этой республике, как и в большинстве других на постсоветском пространстве, многое зависит от харизматичного лидера. «Пашинян сделал свою политическую карьеру на борьбе с «карабахским кланом» под руководством Роберта Кочаряна. К тому же он всегда говорил о том, что Ереван не должен ориентироваться только на Москву. В свою очередь, Кочарян, наоборот, цементировал свой режим сотрудничеством с Россией», – сказал Муханов. Он отметил, что нынешний разворот Армении, с одной стороны, происходит по объективным причинам, а с другой – соответствует взглядам Пашиняна. Если у власти окажется другой человек, внешнеполитический курс может быть откорректирован.