Светлана Тихановская надеется, что литовские спецслужбы выявят агентов КГБ. Фото со страницы Светланы Тихановской в Flickr
Полиция Литвы начала расследование из-за надписи «Вільня наша» на дорожном указателе у въезда в столицу страны. Рядом был нарисован бело-красно-белый флаг, используемый белорусской оппозицией. Ранее Департамент госбезопасности (ДГБ) балтийского государства сообщил о росте количества электронных писем, рассылаемых литовским политикам и общественным деятелям, с угрозами от групп, пропагандирующих идеологию литвинизма – варианта белорусской исторической самоидентификации. И хотя силовики сообщают, что организованных групп, угрожающих территориальной целостности страны, не выявлено, теперь уже белорусы жалуются на давление со стороны литовских активистов.
Литовская полиция начала расследование по факту очередной провокации, связанной с историческими претензиями части белорусских эмигрантов. Граффити, вызвавшее переполох, было нанесено на дорожном указателе у въезда в Вильнюс. На фото, опубликованном tv3.lt, видна надпись «Вільня наша» рядом с рисунком бело-красно-белого флага, который признан белорусской оппозицией своим национальным знаменем.
В то же время литовские СМИ сообщают, что с начала марта в соцсетях распространяются призывы рисовать граффити, продвигающие идеи «литвинизма». Литвинизм утверждает, что Великое княжество Литовское было не только общим государством предков нынешних литовцев и белорусов, но что последние были в нем преобладающим элементом.
«За одно граффити предлагают 15 евро, деньги обещают платить криптовалютой, чтобы их получить, надо прислать фото граффити», – сообщает информационное агентство Delfi (сайт заблокирован в РФ Роскомнадзором).
На этом же портале, комментируя данное сообщение, полковник запаса Литовской армии Саулюс Гузявичюс назвал «пропаганду идей литвинизма» «опасной тенденцией, явным элементом информационной войны».
Между тем только в минувший вторник Департамент госбезопасности (ДГБ) Литвы заявил, что в стране «нет организованных групп, пропагандирующих идеологию литвинизма», которые способны «представлять угрозу независимости, конституционному строю и территориальной целостности страны».
В то же время ДГБ пояснил, что это заявление и проведенные специальные мероприятия связаны с «увеличением в последние недели количества электронных писем, рассылаемых литовским политикам и общественным деятелям, с угрозами от групп, якобы пропагандирующих идеологию литвинизма».
ДГБ прокомментировал и попытки вербовать активистов для написания провокационных лозунгов. Представители департамента считают, что «такая деятельность соответствует особенностям психо-информационных операций, организованных враждебными Литве государствами и направленных на создание паники в обществе страны».
Ведомство подчеркивает: «Под видом литвинизма также предпринимаются попытки дискредитировать демократическую оппозицию в Беларуси и вызвать вражду между литовскими гражданами и проживающими в стране белорусами».
В то же время ДГБ сообщает, что белорусские разведывательные службы «недавно начали устанавливать и восстанавливать контакты с членами белорусской диаспоры и вербовать новых агентов, используя современные методы удаленной связи».
Между тем кто бы ни был инициатором провокаций, своей цели они с успехом добиваются – напряжение между литовцами и белорусскими эмигрантами растет. Количество последних в стране на начало 2024 года, по данным Департамента миграции МВД, составляло более 62 тыс. человек. Для страны с населением менее 3 млн человек (в Вильнюсе проживает около 600 тыс.) – это достаточно серьезная цифра. А в контексте реализуемых провокаций – угрожающая.
«Мне бы очень хотелось, чтобы литовское правительство и спецслужбы не использовали белорусское несчастье и боль в политических целях», – прокомментировала на днях ситуацию Светлана Тихановская. Лидер белорусской оппозиции подчеркнула: «Мы ожидаем и ищем солидарности. Мы действительно заплатили высокую цену за нашу свободу и независимость. Я в первую очередь хотела бы, чтобы литовцы поняли, что происходит. Конечно, литовские службы должны выявлять тех, кто может работать на КГБ. Но я сомневаюсь, что таких много».
Между тем руководитель белорусского клуба «Ліцвіны» Сергей Шалыгин завил на интернет-ресурсе «Наша Ніва» (заблокирован в РФ Роскомнадзором) об оказываемом на его участников давлении: «Литовский блогер Жильвинас Свитоюс в своих соцсетях раскрутил эту тему – связал нас с литвинизмом, проиллюстрировал свой пост изображениями нашего клуба. Начали сыпаться комментарии а-ля: «Когда уедете отсюда? Когда закончите красть нашу историю? Да вы враги, мы пригрели змею…»
При этом цели клуба он описывает так: «Налаживание отношений между литовцами и белорусами, изучение истории сопротивления белорусов на территории Литвы, физическая подготовка белорусов к возможным дестабилизирующим событиям в Беларуси».
А в минувшую пятницу в довольно напряженной обстановке в Каунасе прошла встреча с писателем Владимиром Орловым, которого в литовских соцсетях именовали «главным идеологом литвинизма» и призывали не допускать проведения мероприятия.
Во время встречи писателю пришлось ответить на достаточно агрессивные вопросы со стороны литовских активистов. Свою позицию, как сообщает интернет-ресурс Позірк, он объяснил так: «Прошлое может быть общим, только мы его видим с разных перспектив. Это значит, что Вильнюс может быть и литовским, и белорусским, и еврейским, и польским. Сегодня Вильнюс – в литовском государстве. И ни белорусы, ни другие нации не претендуют на Вильнюс. Но Вильнюс как белорусский город – может быть такая формулировка. Но это не значит, что белорусы пойдут отнимать Вильнюс».