Грузинский парламент должен рассмотреть в понедельник закон о запрете пропаганды ЛГБТ. Фото с сайта www.parliament.ge
Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили пообещал, что 25 марта общественность увидит законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ (запрещенное в России экстремистское движение). В правящей партии «Грузинская мечта» утверждают, что речь идет не об ущемлении чьих-либо прав, а о защите традиционных ценностей. Правда, у оппозиции на этот счет другое мнение.
Представитель «Грузинской мечты» Давид Матикашвили заявил, что активисты «Тбилиси Прайда» постараются выставить правительственную инициативу как антиевропейскую, чтобы сорвать ее реализацию. «Наша обязанность – защитить наше общество, наших детей и будущее от этой псевдопропаганды», – подчеркнул политик.
Радикальная часть противников режима окрестила идею «российской», однако лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе настаивает, что это вызвано необходимостью защиты национальных интересов республики. «Для борьбы с педофилией существуют самые строгие нормы, а для пропаганды ЛГБТ нет даже административного запрета», – заявил Мдинарадзе. В том числе к этой мысли он пришел после того, как в конце февраля на Берлинском кинофестивале один из призов получил грузинский фильм о сексменьшинствах.
Как объяснил первый заместитель парламентской фракции «Грузинская мечта» Георгий Цагареишвили, его партия работает над тем, чтобы опасные идеи не проникли в детские сады, школы и университеты. При этом политик заверил, что законопроект не затронет закрепленные в Конституции права различных меньшинств. «Проблема пропаганды ЛГБТ, которая абсолютно неприемлема, должна быть решена», – заключил Цагареишвили.
Также Папуашвили отметил, что еще несколько лет назад в Грузии эта тема воспринималась с юмором, но постепенно ситуация изменилась. В частности, из-за границы грузинам навязывают мысль об отказе от слов «отец» и «мать». «Идея состоит в том, что гендер должен потерять свою ценность, человеческое понимание, которое он всегда имел с тех пор, как существовали люди. Сегодня мы можем смеяться над тем, кто запрещает нам называть землю землей, но именно это и происходит», – подчеркнул Папуашвили.
Правящая элита около трех недель ждала, что парламентская оппозиция присоединится к обсуждению законопроекта, однако наладить диалог не получается. Например, представитель партии «Лело» Саломе Самадашвили заявила, что ее политическая сила готова обсуждать с «Грузинской мечтой» повышение пенсий до 1000 лари (34,5 тыс. руб.), но в этом «маскараде» участвовать не будет.
Лидер «Гирчи» Яго Хвичия полагает, что грузины не просят о защите от ЛГБТ-пропаганды. По его мнению, это «фейковая» борьба с «фейковой» проблемой. «Мать есть мать, отец есть отец, дедушка есть дедушка, а телефон есть телефон, не думаю, что грузинскому народу нужна помощь правительства, чтобы разобраться в этом», – сказал Хвичия.
Другой представитель «Гирчи» Герман Сабо напомнил, что ранее его партия внесла в парламент законопроект о запрете слова «гендер» в официальных документах. Авторы инициативы предлагают вместо этого писать «мужчины и женщины», а также отменить гендерный совет и гендерные квоты. «Если «Грузинская мечта» не поддержит наш законопроект, а потом придет с просьбой запретить какую-то пропаганду, значит, она не искренна», – сказал Сабо.
Опрошенные «НГ» эксперты связывают решение «Грузинской мечты» бороться с ЛГБТ-пропагандой с ее предвыборной кампанией. На предстоящих выборах партия намерена вновь получить конституционное большинство, а для этого ей нужно привлечь на свою сторону как можно больше избирателей. Законопроект наверняка вызовет критику стран Запада, но на данном этапе правящей элите важнее повторить успех 2020 года, а не заботиться о международном имидже.
«Грузинское общество преимущественно консервативное, поэтому большинство воспримет данное решение позитивно. Вместе с тем, если бы это не предложила «Грузинская мечта», в стране нашлись бы другие политические силы, способные выдвинуть такую инициативу и оттянуть на себя часть электората правящей партии», – рассказал эксперт Финансового университета Шота Апхаидзе. При этом политолог напомнил, что ранее «Грузинская мечта» приняла закон о равенстве при трудоустройстве и до сих пор никак не преследует сексменьшинства. Данная инициатива нацелена исключительно на пропаганду, заверил Апхаидзе.
«Возможно, с помощью этого запрета власти попытаются выставить оппозицию, связанную с западными структурами, виновной в пропаганде гомосексуализма. В 2023-м их хотели признать «иностранными агентами», сейчас заходят с другой стороны. В свою очередь, «Грузинская мечта» выступает в роли защитника религии и традиционных ценностей, что нравится многим избирателям», – предположил политолог Ника Читадзе.