Из шести КПП на границе Литвы с Белоруссией теперь действуют только два. Фото РИА Новости
С 1 апреля начнут действовать контрсанкции Белоруссии против Литвы. Минск в ответ на «недружественные действия» наложил запрет на поставки в страну ряда товаров, считая, что это разрушит логистические цепочки и нанесет серьезный ущерб литовскому бизнесу. Вильнюс заявил, что Минск таким образом ввел санкции против собственных потребителей. Независимые эксперты тоже полагают, что Литве данные меры не страшны.
Совмин Белоруссии решил ввести с 1 апреля меры, запрещающие импорт из Литвы отдельных товаров, включая продукты питания, строительные изделия и бытовую технику. Сообщается, что делается это «в целях обеспечения защиты национальных интересов Республики Беларусь и реагирования на недружественные действия Литовской Республики».
Под недружественными действиями в данном случае понимается закрытие Литвой с 1 марта пунктов пропуска «Лаворишкес» (с белорусской стороны – «Котловка») и «Райгардас» («Привалка»). Вильнюс мотивировал это решение тем, что литовские службы перегружены работой по проверке и контролю после того, как Польша и Латвия оставили только по одному работающему погранпереходу на границе с Республикой Беларусь (РБ).
Между тем в августе прошлого года Литва уже закрыла два пункта пропуска – «Шумскас» (с белорусской стороны «Лоша») и «Тверячюс» («Видзы»). Таким образом, из ранее действовавших шести теперь осталось только два.
В перечень запрещенных Минском поступающих из Литвы товаров включены продукты питания, текстильные изделия и бытовая техника: молоко и сливки сгущенные, фрукты и орехи, кофе, соки фруктовые, вода, уксус, колготы, чулки, гольфы, носки и прочие чулочно-носочные изделия, отдельные строительные изделия, холодильники и морозильники.
Решение правительства так прокомментировали в МИД РБ: «Это негативно скажется на работе многочисленных литовских логистических операторов и приведет к ощутимой потере их доходов в связи с существенным сокращением товарооборота». Также было отмечено, что такая участь в ближайшее время может постигнуть Латвию.
Внешнеполитическое ведомство Литвы откликнулось заявлением, в котором сказано, что эти санкции нанесут ущерб только самим же белорусам.
«Для нашей экономики, хоть она и небольшая, это средство содействия диверсификации. То есть даже те небольшие группы товаров, которые раньше поступали в Беларусь, мы направим в другие места», – заявил глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис.
Подробно ситуацию с контрсанциями прокомментировал премьер-министр РБ Роман Головченко. Он объяснил, что правительство приняло два постановления. В одном из них речь идет непосредственно о продукции, производимой в Литве. «Это в основном продовольственная группа. В год мы импортировали этой продукции примерно на 5−6 млн долл. Но я уверен, что это абсолютно никак не скажется на нашей экономике, на потребительском рынке. Ну, и самое главное, я хочу акцентировать внимание: те, кто не может обойтись без литовской шоколадки, – он не пострадает. На физических лиц и товары для личного пользования действие обоих постановлений не распространяются», – отметил министр.
Второе постановление вводит ограничения на поставки промышленных партий товаров. «Всего их было ввезено в Беларусь в прошлом году на сумму около 150 млн долл. Но это не значит, что эти грузы не попадут к нам. Они просто пойдут по другому логистическому маршруту – через Латвию, Польшу. Запрет распространяется на их ввоз только через белорусско-литовский участок границы», – утверждает Головченко.
Пока запреты введены на срок до октября 2024 года.
Эксперт центра экономической аналитики Дмитрий Крук, комментируя ситуацию на интернет-портале, отмечает, что решение по поводу конкретно морозильников и холодильников, например, может быть мотивировано желанием поддержать выпускающее их белорусское предприятие «Атлант», с продукцией которого конкурировали литовские холодильники Snaigė.
Стоит отметить, что 11 марта, утверждая на должность генерального директора «Атланта» бывшего заместителя министра промышленности Дмитрия Харитончика, президент Александр Лукашенко признал, что у предприятия имеются проблемы.
«Понимаю, что там проблемы есть. И люди недовольны некоторые. Поэтому нам надо это предприятие сделать настоящим предприятием, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Ведь неплохие же холодильники, стиральные машины неплохие. Надо это раскрутить, чтобы это продавалось и покупали наши люди».
Что касается других товаров, то Дмитрий Крук отмечает: «Их, как и раньше, можно будет импортировать. Только ввозить их в нашу страну придется через Латвию или Польшу». В результате, как и отмечает литовская сторона, пострадает белорусский потребитель, которому придется платить за тот же товар больше из-за возросших расходов на транспортировку.
Что касается возможного ущерба для литовской экономики, то эксперт отмечает ее диверсифицированность, а значит, возможность перенаправить товары в другие страны. В то же время он признает, что Белоруссия с ее 4,8% экспорта входит в список основных экономических партнеров Литвы. Дмитрий Крук отмечает для сравнения, что если в 2013 году 19,8% литовского экспорта приходилось на РФ, то сейчас – только 5,4%. Таким образом, страна демонстрирует гибкость и готовность переориентировать при необходимости экспортные поставки.