В Минэнерго Украины работали по коррупционным схемам, сообщили расследователи. Фото с сайта www.dbr.gov.ua
Представители Украины поделились с чешскими коллегами опытом борьбы с коррупцией, в том числе с учетом рисков военного времени, сообщили в Киеве. При этом известный киевский расследователь Юрий Николов рассказал в СМИ, как украинское Министерство энергетики фактически отдало под контроль частных лиц прибыльные государственные облэнерго. В то же время и в Чехии отличились способностью к обнаружению все новых сотен тысяч снарядов для Украины, закупки которых финансируются из закрытых фондов. Хотя обычно страны – члены ЕС воздерживаются от подобных непрозрачных операций, отметили эксперты. Тогда как в отношении Украины, по их мнению, действуют иные правила – для Брюсселя важно сохранить свое влияние на киевские власти, несмотря на известные коррупционные издержки.
Представители правоохранительных и антикоррупционных ведомств Чехии и Украины в рамках проведенной экспертной встречи обменялись передовым опытом в сфере борьбы с коррупцией, сообщили накануне в пресс-службе украинского Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК). Как там уточнили, чешских коллег заинтересовали системы мониторинга выполнения Государственной антикоррупционной программы и проверки электронных деклараций госслужащих, а также запущенный полгода назад «Портал викривачів корупції» («Портал обличителей коррупции»), так как подобные инструменты либо вовсе не используются в странах ЕС, либо задействованы в иной форме. Наряду с изложением системных мер замглавы НАПК Артем Сытник также проинформировал о работе агентства по предотвращению коррупционных рисков, связанных с текущим военным конфликтом (в частности, посредством проверки деятельности военкоматов, военно-врачебных комиссий и должностных лиц Министерства обороны, а также участников различных реконструкционных проектов).
В свою очередь, замминистра иностранных дел Чешской Республики Ян Мариан отметил, что его страна не только приняла наибольшее количество украинских граждан на душу населения среди государств Евросоюза, но и активно предоставляет финансовую и военную помощь. При этом в качестве ключевых на встрече почему-то обсуждались вопросы, связанные с идентификацией и конфискацией российских активов и противодействием пропаганде и дезинформации РФ.
Хотя то, что перед представителями соответствующих правоохранительных ведомств стоит еще много нерешенных профессиональных задач, подтвердило и опубликованное в среду очередное расследование известного киевского журналиста, основателя проекта «Наші гроші» Юрия Николова о том, как Министерство энергетики Украины фактически «слило» государственные облэнерго частным миноритариям. По словам автора, в декабре 2023 года шесть облэнерго, где основным акционером является госкомпания «Украинские распределительные сети» (УРС), изменили состав наблюдательных советов (НС). Причем подконтрольный министру энергетики Герману Галущенко государственный мажоритарный собственник УРС во всех случаях проголосовал за передачу власти миноритариям. С их подачи и было утверждено большинство членов НС в пяти облэнерго (за исключением «Николаевоблэнерго»). Следует отметить, что речь идет о немалом куске «пирога»: в 2022 году совокупный доход шести государственных облэнерго составил 14 млрд грн (1 грн – 0,025 долл.), больше было только у группы Рината Ахметова – 22 млрд грн, указал Николов.
А теперь, продолжил он, новоизбранные наблюдательные советы вправе назначить глав правлений облэнерго, которым и предстоит распоряжаться оперативной деятельностью компаний. И в том числе решать, с какими частными структурами взаимодействовать и кому заказывать ремонт линий электропередачи на десятки и сотни миллионов гривен. Идеологом осуществленного нововведения в отрасли называют заместителя главы офиса президента Украины Ростислава Шурму. Хотя его советник на днях заверил СМИ, что тот не имеет отношения к деятельности министерства Галущенко. Притом что в отношении эксперта энергорынка Александра Визира, который первым сообщил об этой схеме, было возбуждено уголовное дело. Тогда как выявленная им операция по перераспределению энергетического рынка лишь доказала неэффективность лучших западных практик в украинских широтах – в отсутствие действенных мер и неотвратимого наказания для различного рода коррупционеров, резюмировал автор. К слову, в прошлом году в результате его расследования о закупках для армии «золотых» яиц и в целом продовольствия по завышенным ценам в итоге своих должностей лишились несколько руководителей Минобороны, включая прежнего его главу Алексея Резникова, впрочем, избежавшего уголовного преследования.
Правда, и практика иных западных партнеров Киева в нынешних реалиях тоже порождает вопросы. К примеру, и Чехия могла бы поделиться собственным опытом в связи с обнаружением за пределами ЕС 800 тыс. снарядов для Украины, для финансирования закупок которых была создана неформальная коалиция с участием ряда стран ЕС и Канады. На днях в Праге сообщили, что нашли еще 200 тыс. снарядов. И как заявил журналистам глава МИД Польши Радослав Сикорский, Варшава тоже присоединилась к «снарядной» коалиции. При этом он не стал конкретизировать, какую сумму польская сторона внесла в соответствующий закрытый фонд.
Хотя само по себе существование подобных неподконтрольных закрытых фондов, использующихся для закупок вооружения по непрозрачным схемам, разве не способствует коррупционным проявлениям?
Приведенный пример вряд ли служит подтверждением «классической» коррупции, пояснил доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Дмитрий Леви. Как известно, продолжил он, у всякого государства есть скрытые статьи расходов и закрытые фонды, подконтрольные ограниченному числу лиц. И одновременно имеется ограниченный набор доверенных организаций, которые всегда можно попросить сделать пожертвования в нужном направлении. «Здесь не столько коррупция, сколько использование скрытых ресурсов. Хотя представляется симптоматичным, что такую «кубышку» сейчас задействовали. Очевидно, запасы прозрачных ресурсов у заинтересованных государств оказываются исчерпанными», – констатировал Леви.
Отвечая на другой вопрос «НГ», почему в Брюсселе предпочитают не замечать новых коррупционных скандалов в Киеве, рассуждая о перспективах вступления Украины в ЕС, он напомнил, что вопрос о коррупции всегда был актуален для стран, желающих вступить в Евросоюз. Собственно, он до сих пор остается таковым и для той же Польши или Румынии с Болгарией. Понятно, что и у Украины большие проблемы в данной сфере. Однако решения ЕС в отношении украинского государства определяются не его соответствием определенным правовым, экономическим и прочим критериям, но политической волей, направленной на удержание Киева в зоне собственного влияния. В данном случае коррупция представляется традиционным инструментом, который развитые европейские страны издавна использовали, например, при колонизации Африканского континента, подчеркнул эксперт.