Светлана Тихановская представляет мирную, не военную часть белорусской оппозиции. Фото со страницы Светланы Тихановской в социальной сети X (Twitter)
Полк имени Кастуся Калиновского в связи с двухлетием со дня основания опубликовал отчет о деятельности, в котором рассказал об этапах боевого пути, потерях и спонсорах. Несмотря на то что командиры подразделения не раз скептически отзывались о деятельности лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской, она поздравила их в самых комплиментарных выражениях. Между тем бойцы, которые покинули ряды полка, отмечают его главную проблему – большинство оппозиционеров мало интересуются его борьбой, а простые эмигранты вовсе не считают, что она может как-то повлиять на ситуацию в Белоруссии.
Полк имени Кастуся Калиновского отметил двухлетие создания. В связи с чем на интернет-ресурсе главной боевой единицы белорусской оппозиции появился отчет о его деятельности.
На сегодняшний день Полк Калиновского входит в состав Международного легиона – подразделения, подчиненного Главному управлению разведки Министерства обороны Украины. По данным СМИ, в боевую часть полка входят батальон «Волат», батальон «Літвін», подразделение БПЛА имени Никиты Кривцова, медицинская рота, механизированное подразделение. С 2023 года сформировано новое подразделение имени Костюшко. Оно состоит из иностранных граждан, в основном жителей Европейского союза и США, которые прошли службу в профессиональных вооруженных силах и имеют большой военный опыт... В 2022 году ПКК объединился с белорусскими киберпартизанами.
Представители полка, говоря о финансовой поддержке подразделения, отмечают, что отдельных донатов со временем стало меньше, однако ряд бизнесменов с белорусскими корнями продолжают оказывать системную поддержку. В среднем меценаты жертвуют до 1,5 млн долл. в год в виде военной техники и целевых финансовых сборов. Бойцы, впрочем, отмечают, что этого им недостаточно.
Лидеры подразделения озабочены не только боевыми вопросами. Они не раз заявляли о своих политических амбициях. Претендуя на создание альтернативного центра консолидации оппозиции, они изначально без энтузиазма относились к сотрудничеству с Объединенным переходным кабинетом Тихановской. И хотя не отказываются от него напрочь, но неоднократно высказывали сомнения в праве самой Тихановской говорить от лица всех противников президента Александра Лукашенко.
Это, впрочем, не помешало ей самой обратиться с поздравлением к представителям полка.
Однако рядовые представители эмигрантского сообщества относятся к Полку Калиновского неоднозначно. Такое открытие недавно сделал бывший боец подразделения Александр Клочко, который по состоянию здоровья не смог продолжать службу и поселился в одной из стран ЕС. Окунувшись в соцсети и пообщавшись с простыми представителями оппозиционного движения, он обнаружил: «Думал, что поддержка добровольцев и волонтеров составляет процентов 20. Но не ожидал, что на самом деле она окажется настолько мала: по моим наблюдениям, поддержка составляет процентов пять, а то и стремится к нулю».
Особенно его потрясло, что в соцсетях его боевых товарищей назвали наемниками, и это не вызвало у большинства участников дискуссии никаких возражений. Боец признается, что осознал неожиданную для себя истину – далеко не все противники Лукашенко выступают в то же время и против России.
На это интервью отреагировал в своем блоге белорусский историк Александр Пашкевич, который отметил, что в уменьшении поддержки со стороны рядовых белорусов виноваты во многом сами калиновцы.
«С самого начала, когда белорусские подразделения в украинской армии только начали создаваться, они вызывали энтузиазм и были действительно объединяющим фактором для подавляющего большинства антилукашенковских белорусов. Но это начало размываться сразу после того, как руководство Полка Калиновского заявило о своих политических амбициях, стало позиционировать себя как политическую силу, которая не только сознательно и принципиально не идет на сотрудничество с другими влиятельными центрами, вокруг которых группировались оппозиционные режиму Лукашенко белорусы, но даже им четко противопоставляется», – отметил эксперт.
И резюмировал: «Уменьшение и материальной, и даже в какой-то степени моральной поддержки белорусских добровольцев в Украине – это в том числе и цена, которая платится за политические амбиции некоторых людей».