Известный в Германии внешнеполитический институт «Фонд науки и политики» (Stiftung Wissenschaft und Politik / SWP) не так давно опубликовал научно-аналитический сборник «Средние державы — важные акторы в международной политике», где Казахстан впервые включён в список мировых «средних держав» (в их число, например, входят Индия, Турция, Израиль). Европейский анализ «казахстанского кейса» весьма интересен, способствуя лучшему пониманию потенциала и перспектив развития крупнейшего в Центральной Азии государства.
Внимание к Казахстану со стороны Германии, которая остаётся пока что ключевым экономическим локомотивов Евросоюза, свидетельствует, на мой взгляд, о том, что в Европе прошли времена, когда там соблюдали «стратегическую дистанцию» по отношению ко многим странам. Выражаясь шахматным языком, для ЕС Казахстан превратился из слабой фигуры в нового геополитического ферзя. Как с таким не считаться? Название доклада о Казахстане с немецкого языка переводится афористично: «Делать одно, не отступая от другого» (Das eine tun, ohne das andere zu lassen). В этом изречении — кредо Казахстана, соль политики многовекторности, которую ведёт президент Касым-Жомарт Токаев.
Авторы исследования констатируют: «Казахстан занимает особое положение в Центральной Азии. Во-первых, это касается географического охвата и расположения — Казахстан является крупнейшей по площади, не имеющей выхода к морю, страны на Евразийском континенте. На западе и севере она граничит с Россией на протяжении более 7500 км, а длина границы с Китаем составляет около 1800 км. Для обеих региональных держав Казахстан имеет стратегическое значение как поставщик сырья, рынок сбыта и транспортный коридор, как политический союзник…».
Германские аналитики немало внимания уделяют казахстанско-российским отношениям. По данным берлинского института, глубокая взаимозависимость Астаны и Москвы проявляется в энергетической и экспортной инфраструктуре, а также — цитата — «в тесных личных связях между политической элитой обоих государств и сохраняющейся значимости русского языка в качестве официального языка наряду с казахским».
Очевидно, что Евросоюз начал проявлять торгово-экономический интерес к Казахстану после известных событий на мировой арене (как ёмко выразился Токаев, когда «нынешняя геополитическая турбулентность подрывает всю глобальную архитектуру безопасности»). В таком ключе решение германских экономистов включить Казахстан в реестр «средних держав» не является каким-то политическим комплиментом Астане. Это констатация факта. Потому содержание доклада, скорее, — аналитическое подспорье для серьёзного европейского бизнеса, который рассчитывает «зайти» на территорию центральноазиатского государства и, как говориться, не наломать дров.
В подтверждении сказанного в конце исследования даются советы экспертов «Фонда науки и политики». Фактически авторы призывают европейцев «сделать правильные выводы» по поводу того, что Россия и Китай являются для Казахстана «традиционными союзниками», а «в растущем и динамично развивающемся пространстве [Евразии]» Казахстан «придаёт большое значение формированию своих внешних отношений, выходя за рамки формирования политических лагерей, и хочет партнёрства на равных условиях».
Всё это, делают вывод авторы исследования, «предполагает со стороны европейцев позицию, сочетающую прагматизм и принципы, формулирующую чёткие ожидания за совместные проекты».
Таким образом, признание Казахстана «средней державой» призвано в первую очередь открыть двери к иностранному инвестированию страны. Уже сегодня государство является лидером среди постсоветских республик по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По данным аналитиков Конференции ООН по торговле и развитию, базирующейся в Женеве, в 2022 год приток чистых ПИИ в Казахстан составил рекордные $6,1 млрд, что на 83% выше, чем в 2021 году. Но почивать на лаврах неуместно. Выступая на днях на заседании обновлённого правительства, Касым-Жомарт Токаев назвал болевые точки в процессе привлечения капитала. Это и излишнее чиновничье увлечение загранкомандировками в ущерб поиску капиталовложений, и «бюрократическое жонглирование» перед потенциальным инвестором внутри страны, и отсутствие действенной системы мониторинга реализации таких проектов. И, конечно, не стоит забывать о возврате многомиллионных активов, незаконно выведенных так называемой «семьёй».
Контуры этой многоплановой работы президентом выверены, реализация соответствующих проектов — системна, и как раз германский отчёт, на мой взгляд, станет содействовать росту доверия немецких инвесторов к загадочной пока ещё стране — Kasachstan.