Олаф Шольц (в центре) выступил посредником в переговорах между Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым. Фото Reuters
Спецпредставитель генсека НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Хавьер Коломина заявил, что альянс решительно поддерживает нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном. Поводом для этого стали переговоры Никола Пашиняна и Ильхама Алиева на Мюнхенской конференции по безопасности. До этого они встречались в июле 2023 года, после чего азербайджанские власти начали отказываться от приглашений, ссылаясь на предвзятое к себе отношение.
Роль посредника между Баку и Ереваном выполнил канцлер Германии Олаф Шольц. По его словам, Ереван и Баку пообещали разрешать спорные вопросы без насилия. Шольц призвал их как можно скорее подписать мирный договор. Стороны договорились в ближайшее время организовать встречу глав МИД, чтобы продолжить обсуждение этой темы.
Помимо канцлера лидеры Армении и Азербайджана провели индивидуальные переговоры с главой Госдепа США Энтони Блинкеном. Так, Алиев заявил американскому дипломату, что де-факто мир на Южном Кавказе уже установлен, а его укрепление – это региональная проблема, которая не должна влиять на взаимоотношения Баку с Вашингтоном. Пашинян, напротив, обсуждал с Блинкеном рост напряженности на границе с Азербайджаном, которая 13 февраля привела к убийству четырех армянских военных.
Американец назвал разговор с главой Армении продуктивным. «Мы ценим приверженность Армении стабильному миру. Мы можем также укрепить связи между нашими странами по всем направлениям», – сказал глава Госдепа. К Алиеву он тоже отнесся благосклонно, заверив его в готовности развивать сотрудничество.
«По факту мир действительно существует. К сожалению, его иногда омрачают отдельные инциденты, но в целом ситуация стабильная», – считает азербайджанский политолог Ильгар Велизаде. «Мирный договор нужен Баку, чтобы зафиксировать ситуацию на долгосрочную перспективу. При этом я бы не стал говорить о «реанимации» переговорного процесса. Во-первых, пока мы увидели только то, что главы государств воспользовались случаем и встретились. Во-вторых, вялотекущие обсуждения шли и без этого. Например, стороны обмениваются предложениями по проекту мирного договора», – отметил эксперт.
Велизаде полагает, что Армения и Азербайджан могут уже не вернуться к той форме переговоров, которая была в 2023-м. По его словам, уже нет необходимости в международных посредниках, так как центр обсуждения армяно-азербайджанского конфликта смещается на региональный уровень.
«Алиев понимал, что страны Запада предлагают Армении признать Нагорный Карабах частью Азербайджана, поэтому охотно участвовал в их переговорных форматах. Как только он получил то, что хотел, сразу свернул переговоры, – отметил армянский политолог Тигран Кочарян. – Во-первых, Запад больше ничего не может ему предложить. Во-вторых, посредничество стран НАТО может навредить отношениям Баку с Москвой».
Между тем главы кавказских республик постарались использовать конференцию для того, чтобы заручиться поддержкой западных стран. Например, Алиев встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским, причем переговоры шли на английском языке.
В свою очередь, Пашинян обсудил с бывшим генсеком НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном «региональное развитие и вызовы безопасности». Как известно, после отставки Расмуссен основал международную политическую консалтинговую организацию Rasmussen Global. Также с 2022-го он возглавляет созданную украинскими властями платформу по разработке гарантий безопасности для Киева.
Политолог Алексей Макаркин считает, что поведение Пашиняна и Алиева на конференции не создало новых поводов для того, чтобы говорить об ослаблении авторитета России на Южном Кавказе. Однако у Москвы давно есть с этим определенные проблемы, так как Турция наращивает свое влияние на регион. «В частности, это уже привело к ликвидации самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики, из-за чего Армения стала отдаляться от России и приближаться к Франции. В свою очередь, Азербайджан – это партнер Турции, входящей в НАТО и находящейся таким образом в союзе с США и Францией. В дальнейшем позиции России на Южном Кавказе могут стать слабее, если ее миротворцы выйдут из Карабаха или если Ереван и Баку подпишут мирный договор на одной из западных площадок», – отметил Макаркин.