Саломе Зурабишвили выдвинула очередные претензии к России. Фото с сайта www.president.ge
Президент Грузии Саломе Зурабишвили, выступая с годовым отчетом перед парламентом, заявила, что Россия ведет гибридную войну против ее республики, в том числе используя российских мигрантов. У правительства иное мнение: накануне власти заявили о предотвращении поставки в РФ крупной партии пластида из Украины, предназначавшейся для терактов в Воронеже. Ираклий Кобахидзе, который 8 февраля скорее всего станет новым премьер-министром, обвинил Киев в очередной попытке открыть «второй фронт» на Кавказе. Украинский вопрос обещает стать одной из ключевых тем перед парламентскими выборами.
В Службе госбезопасности Грузии заявили, что в результате оперативно-розыскных и следственных мероприятий было изъято 14 кг взрывчатки С-4, разработанной для военных нужд. Бомбы можно было активировать при помощи электродетонатора и специального таймера. Каждая из них была изготовлена высококлассными специалистами и могла поразить цели на большом расстоянии. «Развертывание такого устройства в местах массового скопления людей может привести к значительному ущербу инфраструктуре и крупным жертвам», – подчеркнули в ведомстве.
Грузинские силовики выяснили, что взрывчатку спрятали в автомобильных аккумуляторах и привезли в Тбилиси из Одессы через Румынию, Болгарию и Турцию. В операции участвовали семь грузин, трое украинцев и двое армян. Однако о содержимом посылки, судя по всему, знал только один человек – гражданин Украины, родившийся в Батуми, Андрей Шарашидзе. Он известен тем, что в 2020 году безуспешно пытался избраться в Заксобрание Одесской области от президентской партии «Слуга народа».
По первоначальному плану всю взрывчатку должны были доставить в Воронеж. Однако, когда груз уже привезли в Грузию, Шарашидзе сказал, чтобы половину, а именно три бомбы, оставили в Тбилиси. Силовики пока не знают, зачем это было нужно, но не исключают подготовку теракта в столице республики. Глава контртеррористического центра СГБ Грузии Бача Мгеладзе заверил, что Тбилиси надеется на сотрудничество с Украиной и другими странами, пропустившими взрывчатку, чтобы выяснить все подробности преступления.
«Посольство рассчитывает, что грузинская сторона будет воздерживаться от политизации этого дела, – заявили в дипломатическом представительстве Киева. – Выражаем заинтересованность и готовность к конструктивному взаимодействию с правоохранительными и другими компетентными органами Грузии для объективного, беспристрастного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела, а также установления реальных организаторов».
За последние два года грузинские власти зарекомендовали себя как последовательные сторонники нейтралитета в российско-украинском противостоянии. При этом они неоднократно обвиняли украинских коллег и связанную с ними отечественную оппозицию в попытках заставить Тбилиси открыть «второй фронт» против России. Нынешний случай преподнес грузинским властям повод вновь вспомнить об этом. Однако пока даже заявление Кобахидзе выглядит достаточно сдержанным по сравнению с тем, какими обвинениями Тбилиси и Киев обменивались в 2022 году.
«Когда кто-то пытается сделать Грузию объектом российской агрессии за пределами страны, это очень серьезное событие, и оно вызывает большую обеспокоенность, – сказал политик. – Это еще раз подтверждает то, о чем в принципе открыто говорили чиновники украинского правительства: что они хотели и, вероятно, все еще хотят второго фронта в нашей стране».
Примечательно, что это самое острое антиукраинское высказывание представителей Грузии, связанное с обнаружением пластида. Например, депутат от партии «Сила народа» Гурам Мачарашвили заявил, что оппозиция расстроилась из-за обнаружения взрывчатки и перестала скрывать попытки охватить Грузию «террористическим огнем». При этом ответственность за предполагаемую попытку теракта в Тбилиси он возложил не на Украину, а на отдельных украинских граждан.
Провластные СМИ вовсе стараются избегать прямых обвинений в адрес Киева. Так, политолог Эдишер Гвенетадзе сообщил, что некие внутренние и внешние силы пытаются дестабилизировать Грузию, чтобы втянуть ее в военный конфликт с Москвой. Причем он надеется, что правоохранительные органы его страны проведут расследование совместно с украинскими коллегами.
Эксперт Леван Николеишвили сказал, что за контрабандой взрывчатки стоит украинская политическая элита, но, несмотря на это, тоже предложил подключить к делу украинские спецслужбы. Другой политический аналитик, Мамука Арешидзе, призвал не делать поспешных выводов. По его мнению, причастность к перевозке взрывчатки украинцев еще не говорит о том, что они действовали по приказу своих властей.
Между тем осенью 2022-го взрывчатку в Россию все-таки провезли и с ее помощью устроили теракт на Керченском мосту. В тот раз, по данным ФСБ, груз отправили из Одессы, а затем он побывал в Болгарии, Турции, Грузии и Армении. Операцией руководил начальник Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов (внесен в РФ в список экстремистов и террористов), утверждают в российском ведомстве. Глава СБУ Василий Малюк заявил, что 22 человека, задержанные в России по подозрению в причастности к теракту, не знали о подготовке взрыва. То есть грузинская история практически полностью совпала с тем, что было около полутора лет назад.
Кавказовед Артур Атаев рассказал «НГ», что в реакции грузинских властей нет ничего удивительного, так как до сих пор они отвечали на политические высказывания украинского руководства, а теперь вынуждены реагировать на попытку теракта. «Прежде всего официальный Тбилиси хочет дождаться завершения расследования или какого-то заключения от правоохранительных органов. Затем этот случай перекочует в политическую плоскость. Было бы логично, если бы к расследованию подключили Россию как главную цель террористов», – полагает Атаев.
При этом он видит Грузию в качестве наиболее подходящего маршрута, по которому в Россию можно забрасывать диверсантов, но не верит, что кто-то внутри страны мог быть всерьез заинтересован в организации терактов в Тбилиси. По мнению Атаева, неизвестно, как такая попытка дестабилизации отразится на политической ситуации в республике. В том числе оппозиция вовсе не обязательно сможет извлечь какую-то выгоду для себя.
«Очевидно, что украинские спецслужбы и близкие к ним грузинские оппозиционные радикалы хотели бы совершить теракт в России. Таким образом они бы испортили улучшившиеся за последние два года отношения между Москвой и Тбилиси. В свою очередь, теракт в Грузии помог бы им дестабилизировать ситуацию в республике накануне парламентских выборов, хотя до них еще далеко», – говорит глава отдела Кавказа Института стран СНГ Владимир Новиков. «Но есть и обратная сторона медали. Грузинским властям очень хотелось бы преувеличить угрозу со стороны радикальной оппозиции. Дело о теракте поможет. Осталось посмотреть, в какую сторону будут раскручивать расследование», – сказал эксперт.
Грузинский политолог Ника Читадзе в разговоре с «НГ» не исключил, что скандал со взрывчаткой может быть использован властями для того, чтобы отвлечь внимание от коррупционных скандалов, связанных с фигурой уходящего премьер-министра Ираклия Гарибашвили. «Если бы в Тбилиси прогремели взрывы, оппозиция ничего не смогла бы извлечь из этого. Наоборот, власти получили бы прекрасную возможность обвинить в этом своих противников. Борьба с терроризмом повышает рейтинг правительства», – заключил Читадзе.