В Грузии вокруг необычной иконы разгорелись нешуточные страсти. Фото Reuters
В минувшие выходные в центре Тбилиси несколько тысяч ультраправых требовали арестовать гражданскую активистку Нату Перадзе, которую подозревают в том, что она облила икону с изображением Святой Матроны и Сталина в соборе Святой Троицы. Женщина говорит, что имела право облить краской изображение главы СССР, потому что он повинен в убийствах людей, а канонизированную женщину считает юродивой, призванной еще больше популяризировать советского вождя. Впрочем, едва ли Сталин нуждается в такой помощи.
По данным опроса CRRC Georgia, проведенного в 2021 году, 45% респондентов считали, что грузины-патриоты должны гордиться тем, что Сталин был грузином. При этом 15% были полностью согласны с этим утверждением. Против этого тезиса выступили только 30% опрошенных. Еще 16% отнеслись нейтрально, а 9% затруднились ответить. Самой высокой популярность Сталина оказалась среди грузин в возрасте старше 55 лет – 60%. Молодежь от 18 до 35 лет реже симпатизирует генералиссимусу – около 30%. Кроме того, 70% грузин согласились с тем, что Сталин был мудрым лидером, приведшим Советский Союз к процветанию.
Примечательно, что советский период положительно оценили 54% респондентов. При этом 52% сказали, что тогда государство заботилось о них лучше, чем сейчас. Лишь 14% оценили те времена «очень негативно», а 24% – «скорее отрицательно».
В 2023-м о необходимости гордиться Сталиным заявили 37%. Правда, количество его противников осталось прежним. Нельзя исключать, что сокращение рейтинга было вызвано конфликтом в Украине и усилением западной агитации против России и всего, что с ней так или иначе связано.
«Грузины всегда по-особенному относились к Сталину. Это один из крупнейших политических деятелей ХХ века, да еще и грузинской национальности», – объяснил «НГ» заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов. «При этом большинство сторонников Сталина негативно относятся к советизации Грузии и людям из окружения вождя, например члену политбюро ЦК ВКП(б) Серго Орджоникидзе, главе НКВД Лаврентию Берии и главе Грузинской ССР Филиппу Махарадзе. Когда их спрашивают, по чьему приказу проводилась советизация, они не знают, что ответить. Знание многих грузин об истории Советского Союза ограничивается их собственной республикой. Советский период часто называют оккупацией Грузии», – пояснил эксперт.
По словам Муханова, образ Сталина стал одной из опор для построения современной грузинской нации. Начало этому процессу было положено после ХХ съезда КПСС в 1956 году, на котором было объявлено о десталинизации. Самые массовые акции протеста против этого решения прошли как раз в Тбилиси. «До сих пор Сталин олицетворяет грузинский антизападный и самостийный консерватизм и остается брендом этого движения. Его изображение можно увидеть на одежде и автомобилях. По сути, культ его личности сохранился, но теперь он воспринимается не как коммунистический деятель, а как национальный. Параллельно с ним развивается еще одно консервативное течение, которое возглавляет Грузинская православная церковь», – отметил Муханов.
Политолог Алексей Макаркин считает, что массовый митинг консерваторов в Тбилиси удалось собрать как раз благодаря пересечению чувств сталинистов и православных. Правда, союз продлился недолго, так как церковь решила переписать икону, удалив оттуда Сталина.
«Изначально икону в таком виде приняли в дар от парламентской партии «Альянс патриотов». Возможно, церковь просто не хотела обидеть дарителя или не все, от кого это зависело, обратили должное внимание на клеймо. В 2008 году похожая икона некоторое время находилась в одном из храмов Санкт-Петербурга, но и ее сняли. В конце концов, гонители христиан могут изображаться на иконах, но только как отрицательные персонажи», – сказал «НГ» Макаркин.
Эксперт напомнил, что сюжет о визите вождя к Матроне появился в книге, написанной ее знакомой в начале 1990-х, когда женщина еще не была канонизирована. Причем он не был центральным, а как бы лишний раз подчеркивал величие главной героини: сам Сталин понял, что не может победить, поэтому решил склониться перед старушкой, помогавшей всем нуждающимся. «Церковь не приняла эту историю, так как не получилось найти подтверждения. Но она все равно стала одной из основ для формирования «православных сталинистов», – рассказал Макаркин. – В некоторых маргинальных кругах даже появилась версия, что после встречи с Матроной в 1941-м Сталин решил восстановить патриархию. Затем он якобы постригся в монахи и получил имея Георгий в честь Георгия Победоносца». Насколько верна пересказываемая сегодня история, не известно.
Также Макаркин обратил внимание на то, что акция консерваторов хоть и была массовой, но не всколыхнула грузинское общество, как это было, например, в случае с законопроектом об иностранных агентах. Из этого он сделал вывод, что «Альянс патриотов» и «Консервативное движение», ставшие организаторами протеста, воспользовались случаем, чтобы вывести на улицу своих активистов и таким образом побороться за сталинистский электорат на предстоящих парламентских выборах.