Член совета Нацбанка Украины Василий Фурман связывает прогнозы МВФ с конфликтом. Кадр из видео с канала «Деньги» на канале YouTube
В следующем году экономика Украины окажется между иллюстративно позитивным и шоковым негативным сценариями. Соответствующие прогнозы МВФ увязаны с продолжением военного конфликта с РФ, напомнил член совета Нацбанка Украины Василий Фурман. Тогда как директор по научной работе Growford Institute Татьяна Богдан также не исключила рисков, связанных с дальнейшими поступлениями внешней финансовой поддержки. По мнению же российских экспертов, последующие перспективы украинской экономики будут определяться процессом рутинизации общей ситуации в стране.
Как отметил в начале аналитического комментария, опубликованного в четверг, член совета Национального банка Украины (НБУ) Василий Фурман, текущий год закончился сообщениями об успешном завершении украинскими представителями второго пересмотра программы EFF и о получении очередного транша МВФ в размере 900 млн долл. После чего последовала имевшая горький привкус информация о неутверждении пакета помощи для Украины на сумму 61 млрд долл. от США и непредоставлению четырехлетнего пакета поддержки в размере 50 млрд евро от Евросоюза. При этом прогнозами Международного валютного фонда по-прежнему предусматривается два сценария развития событий в среднесрочной перспективе: базовый и негативный, которые определялись прежде всего продолжительностью и интенсивностью боевых действий. Условиями базового сценария предусматривалось, что активность военного конфликта постепенно будет снижаться к концу 2024 года. На таком фоне МВФ в середине декабря улучшил прогноз по росту реального ВВП Украины в текущем году до 4,5%, а в 2024 году допустил его смягчение до 3–4% по мере продолжения военного конфликта. Негативным сценарием предполагался не только более длительный период боевых действий, но и повышение их интенсивности. В таком случае ожидалось, напротив, снижение реального ВВП на 5% в 2024 году. Вместе с тем специалисты МВФ подготовили «иллюстративный» положительный сценарий в средне- и долгосрочной перспективе, который, в частности, предусматривал более высокие инвестиции при активном увеличении производительности труда и возвращении мигрантов из-за границы. В результате потенциальные темпы реального роста экономики в десятилетней перспективе могли бы повыситься в 1,5 раза, примерно с 4 до 6%, рассказал Фурман.
Но пока, по его словам, к дополнительным внутренним рискам также были отнесены рост социального напряжения в украинском обществе и потеря необходимого темпа реформ. Вероятность материализации обоих рисков считалась средней (10–30%), но сила их воздействия способна оказаться высокой. Согласно оценкам МВФ, вследствие снижения уровня жизни и усиления неравенства в стране может быть подорвано национальное единство, что чревато принятием популистских решений, грозящих нарастанием фискальных и внешних дисбалансов. Тогда как потеря темпа реформ также грозит «усталостью» международных партнеров и уменьшением внешней финансовой поддержки, предупредил член совета НБУ.
Внешняя помощь, как отметила накануне в киевских СМИ директор по научной работе Growford Institute Татьяна Богдан, играла критически важную роль в поддержке военных усилий украинского государства, а также в удержании макрофинансовой стабильности и обеспечении необходимых услуг населению (образовательных, медицинских, социальных) в текущий период. В то же время состояние платежного баланса в 2023 году характеризовалось увеличением финансовой поддержки Украины западными союзниками и расширением дефицита торгового баланса. Поэтому в 2024-м возрастают риски общей нестабильности, когда удержание внешнеэкономической устойчивости потребует от украинского руководства и субъектов экономики чрезвычайных усилий. По оценке Богдан, дефицит текущего счета платежного баланса в 2023 году ориентировочно составит 8,1 млрд долл., или 4,6% ВВП, притом что в 2022-м наблюдался профицит в сумме 8 млрд долл. Хотя положительное сальдо финансового счета в 2023 году может достичь 19 млрд долл. (после отрицательных показателей в 2022 году). И одновременно предполагается рекордный дефицит торгового баланса в объеме до 39,5 млрд долл. Это в десятки раз превысит уровень дефицита в 2021-м и в полтора раза – значения 2022 года, чему поспособствовало резкое сокращение экспорта-импорта в первый год военных действий. В текущем году импортные операции в стоимостном выражении относительно аналогичных уровней 2021 года выросли на 7,5%, а объемы экспорта сократились на 37,4%. На сегодня степень покрытия импорта экспортом составляет всего 56,4%, в то время как в 2021 году она приближалась к 100%, уточнила аналитик.
Как она отметила, разрывы платежного баланса Украины и дефицита бюджета покрывались в значительной степени внешним финансированием, объемы которого в 2023 году составят 41,2 млрд долл. Но, к сожалению, в структуре международной помощи Украине преобладают кредитные средства: их доля по итогам текущего года достигнет 65%. Такая ситуация порождает опасность долгового кризиса, поскольку долговые выплаты из бюджетов последующих периодов будут стремительно увеличиваться. По прогнозу МВФ, размер государственного и гарантированного государством долга Украины в 2025 году достигнет 98,5% ВВП по базовому сценарию и более 130% ВВП по нисходящему сценарию. В подобных условиях не исключено шоковое развитие событий в 2024 году, что подразумевает возникновение критических потребностей в финансировании и задержку внешней поддержки, когда правительство будет вынуждено прибегать к экстраординарным мерам. В их числе возможно изъятие государственных депозитов, сокращение бюджетных расходов, дополнительные займы на рынке ОВГЗ и эмиссионное финансирование от НБУ, перечислила директор по научной работе Growford Institute. По ее определению, для смягчения вероятных рисков наряду с эффективными военно-оборонными действиями очень важно добиваться восстановления экспортных мощностей и перекрытия каналов вывода национального капитала во внешние активы при усилении взаимодействия с западными союзниками для получения от них необходимой военно-экономической помощи.
Хотя, как заметил «НГ» руководитель аналитического отдела ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев, сомнений в том, что Украине в следующем году дадут денег, нет. Понятно, и американцы, и европейцы начиная с февраля продолжат подбрасывать Киеву необходимые средства. Соответствующие денежные суммы вряд ли значительно уменьшатся или увеличатся. «И если не появится значимых «черных лебедей», то украинская экономика останется на сегодняшнем уровне, когда и минус 5%, и плюс 5% к ВВП на практике уже не слишком сказываются. Очевидно, за прошедший год украинская экономика сама себя «съела». И в этой ситуации нельзя сравнивать предполагаемый рост, который был бы обеспечен, скажем, посредством строительства пяти новых агрокомплексов с достигнутым за счет того, что Киеву подарили (или дали в долг) еще 5 млрд долл.», – аргументировал Тимофеев. По его убеждению, украинскую экономику уже не удастся восстановить до того уровня, в котором она пребывала до начала специальной военной операции (СВО) РФ. При этом, похоже, дело также идет и к рутинизации военного конфликта.
***
Между тем, глава МИД Украины Дмитрий Кулеба дал понять, что до долгожданной цели – вступления в Североатлантический союз, Украине далеко, хотя и призвал «мыслить гибче»: «Украинцам нужно думать так, будто они уже в НАТО и не обращать внимания на бюрократию евроатлантических партнеров». «Идеальным же представляется вариант, при котором эта публика «будет думать так, как будто она управляет независимой Украиной», сидя при этом в качестве киевского правительства в изгнании где-нибудь на берегу озера Онтарио», - иронизируют авторы канала «Мышь в овощном».