Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин обсудили сотрудничество Казахстана и России на перспективу. Фото из Telegram-канала пресс-службы президента Республики Казахстан
Власти Казахстана планируют заключить соглашение с РФ о строительстве трех угольных теплоцентралей (ТЭЦ) в городах Кокшетау, Семей и Усть-Каменогорск. Подписанный ранее меморандум между министерствами энергетики двух стран опубликован на правительственном портале «Открытые нормативно-правовые акты» для публичного обсуждения до 28 декабря. Эксперты не исключают, что проблемы в казахстанской энергетической отрасли будут обсуждаться президентами Касым-Жомартом Токаевым и Владимиром Путиным на полях саммитов Евразийского экономического союза и СНГ в Санкт-Петербурге.
Договоренность о строительстве ТЭЦ была достигнута в ходе визита Владимира Путина в Казахстан 9 ноября 2023 года. «Строительство ТЭЦ позволит укрепить энергетическую безопасность страны и надежное электроснабжение населения и предприятий, а также урегулировать порядок оплаты сверхдопустимых отклонений и условий покупки импортной электрической энергии для покрытия дисбаланса энергосистемы Республики Казахстан», – говорится в пояснении к проекту постановления Минэнерго Казахстана. Со стороны РФ подрядчиком будет компания «Интер РАО-экспорт».
Казахстанские власти были вынуждены обратиться за помощью к российской стороне в связи с чудовищной изношенностью оборудования ТЭЦ и трубопроводной системы коммунального хозяйства. Изношенность составляет более 50%. В списке Минэнерго на модернизацию – 37 ТЭЦ. Серьезные аварии на энергообъектах начались прошлой зимой. В ноябре 2022 года Экибастуз остался без тепла в 30-градусный мороз. Дважды за сезон выходила из строя ТЭЦ Риддера. Летом все силы были брошены на устранение последствий аварий.
Первый вице-премьер республики Роман Скляр в начале декабря отчитался перед журналистами о проведенной модернизации ТЭЦ и теплосетей. По его словам, если в прошлом году было истрачено на ремонт энергообъектов 36 млрд тенге (70 млн долл.), то в нынешнем – 175 млрд тенге (около 382 млн долл.). Была построена ТЭЦ-3 в Астане. Отремонтировано почти 500 км теплосетей. Он также признал, что «аварии или технические нарушения – как их ни назови, от них не застрахован никто». «Аварии будут происходить на сетях, потому что десятилетиями эти проблемы копились. В акимате (мэрии. – «НГ») Актау показали трубу – ее возраст составляет около 50 лет. Естественно, она прорвалась. За один или два года все проблемы не решить», – отметил Скляр.
Но жители больших городов уже не просто выражают недовольство проблемами с отоплением, но и выходят на акции протеста. Как сообщают местные СМИ, в Алма-Ате 23 декабря жители одного из жилых комплексов перекрыли улицу Макатаева, требуя подключения отопления. Полиция всех участников протеста задержала и составила административные протоколы.
18 декабря жители Актау мерзли в своих квартирах. По словам горожан, они несколько месяцев живут без отопления. Достучаться до чиновников смогли только после того, как вышли на акцию протеста. В Балхаше 10 декабря из-за прорыва трубы без тепла остались дома на нескольких улицах. В этот же день произошла очередная авария на Экибастузской ТЭЦ.
Другой проблемой становится электроснабжение. То в одной, то в другой части страны пропадает электричество. В октябре правобережная часть Астаны осталась без света. Токаев выделил три основные проблемы, которые есть в каждом городе: «Это тепло, свет и вода, которыми все должны быть обеспечены обязательно».
О проблемах казахстанской энергетической отрасли рассказал «НГ» доктор исторических наук, директор Агентства этнонациональных стратегий Александр Кобринский, знакомый с ситуацией: «Еще в 40-е годы, в период ВОВ, в Казахстан направлялись специалисты-энергетики из России и Украины для строительства ТЭЦ, ГРЭС и соответствующей инфраструктуры. Мой дед был одним из таким специалистов, приехал в Казахстан из Одессы. Он ушел с должности заместителя генерального директора Карагандаэнерго, управляющей всем Казахстаном, за исключением южных областей. Мой отец также работал в этой отрасли. Вся энергосистема Казахстана была подчинена единой советской структуре. Однако после распада Советского Союза и обретения независимости отрасль была передана в частные руки. Многие специалисты уехали, кто-то вышел на пенсию, а молодежь 90-х годов не выбрала энергетику для обучения. Старые обучающие базы также утратили свое значение. За прошедшие 30 лет модернизацией энергоструктуры никто не занимался. В результате произошла грандиозная катастрофа на Экибастузской ТЭЦ».
По мнению эксперта, правительству необходимо вернуть в собственность государства все объекты отрасли, так как на сегодняшний день не существует механизмов предоставления помощи частным компаниям. Также отсутствуют законы о национализации частной собственности, хотя был прецедент с отбором предприятий АО «АрселорМиттал Темиртау» у британского миллиардера Лакшми Миттела (см. «НГ» от 10.12.23).
«Тем временем люди остаются без тепла, света, иногда и без воды и готовятся к повышению тарифов на тепло и электричество. Ситуация не в пользу власти. Социальные проблемы ведут к социальному напряжению. Программа Токаева «Новый Казахстан» идет вразрез с действительностью. Люди не прочь вернуться в «старый» Казахстан, где было тепло и уютно», – отметил Кобринский. Он считает, что кризис в сфере энергетики подстерегает все страны СНГ, включая Россию, если не начать модернизацию отрасли.
«Астана, спасая свою энергетику, обратилась за помощью к Москве. И это правильно, поскольку в России есть специалисты-энергетики, которые могут построить не только ТЭЦ, но и АЭС. Но Астана с возведением АЭС медлит, решая, нужна ли она республике и кто будет строить станцию. Власти даже обещали провести до конца года референдум, на котором бы граждане высказали свое мнение по этому вопросу. Но правильно ли неспециалистам решать, нужна ли АЭС или нет?» – подчеркнул Кобринский. Эксперт напомнил, что серия акций против строительства АЭС была организована Западом, который сам хотел бы поучаствовать в возведении атомной станции. Особо заинтересована Франция, у которой больше всего АЭС в Европе. «И если это произойдет, то Франция возьмет под контроль не только атомную станцию, но и всю энергетическую систему Казахстана. А это стратегическая отрасль, от которой зависит безопасность страны. То, из чего складывается суверенитет государства», – резюмировал Кобринский.