Владимир Зеленский пока не намерен сдавать позиции. Фото Reuters
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва сохраняет готовность к переговорам по урегулированию украинского кризиса. По его словам, политико-дипломатические средства достижения целей СВО все еще остаются более предпочтительными, чем военные. Однако Киев пока не готов начать диалог.
«Президент неоднократно говорил, что главное для нас – достичь наших целей (по украинскому кризису. – «НГ»). И, конечно, преимущественно мы предпочитали бы это делать политико-дипломатическими средствами. Вот и поэтому мы сохраняем готовность к переговорам», – сказал Песков RTVI.
При этом он напомнил, что весной 2022 года Москва уже предпринимала попытку мирно договориться с Киевом, но украинская сторона отказалась от диалога. «Они сами признали, что это было сделано по указке Британии, британцев. Поэтому ситуация вполне очевидная», – заключил пресс-секретарь президента.
Напомним, ранее глава фракции «Слуги народа» в Верховной раде Давид Арахамия в интервью украинскому телеканалу «1+1» заявил, что главным требованием Москвы в тот момент было закрепление в Конституции республики ее нейтрального статуса. То есть Украина должна была гарантировать, что не вступит в НАТО. «Они готовы были закончить конфликт, если мы возьмем – как Финляндия когда-то – нейтралитет и дадим обязательства, что мы не будем вступать в НАТО. Фактически ключевой пункт был этот», – сказал Арахамия.
Политик пояснил, что Киев отказался от предложения, потому что не доверял Москве, а также не хотел менять Конституцию. Кроме того, судя по всему, важную роль сыграл Борис Джонсон, который в тот момент был премьер-министром Великобритании. «Когда мы вернулись из Стамбула, он сказал, что мы вообще не будем с ними ничего подписывать – и давайте будем просто воевать», – объяснил Арахамия.
Между тем с весны позапрошлого года многое изменилось. Евросоюз и США не скрывают, что испытывают серьезные проблемы с финансированием Украины, а контрнаступление ВСУ провалилось. Даже главком ВСУ Валерий Залужный говорит, что боевые действия зашли в тупик. Внутри республики все громче раздаются голоса тех, кто хотел бы достичь компромисса с Москвой, а не победить ее. По данным украинской социологической службы «Рейтинг», в конце ноября такого мнения придерживались 44% жителей страны. При этом на востоке Украины за компромисс выступили 51% респондентов.
Замглавы Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что переговоры могут начаться после президентских выборов в США. «Администрация Джо Байдена слишком высоко подняла планку: Россия должна вывести войска, выплатить контрибуцию… Если Байден отступится от этого до выборов, он не сможет переизбраться», – сообщил «НГ» эксперт.
На возобновленных переговорах Москва, как и прежде, продолжит добиваться внеблокового статуса, но добавит к своим требованиям признание ее новых границ, уверен Жарихин. «Этот пункт вообще не должен подлежать обсуждению», – сказал политолог. Кроме того, по его мнению, итогом диалога не должно стать перемирие, в ходе которого Украины сможет залечить свои раны и попытаться взять реванш.
«Если переговоры возобновятся, то за столом Россия будет преследовать те же цели спецоперации, что и на поле боя», – заявил «НГ» эксперт Финансового университета при правительстве России Денис Денисов. «В том числе одним из приоритетов будет внеблоковый статус Украины. Что касается территориальных претензий, то это другое», – заметил эксперт.
По словам Денисова, первым делом стороны договорятся об условиях прекращения боевых действий, но не подпишут мирный договор. Чтобы полностью урегулировать конфликт, потребуются десятилетия. «Теоретически, договоренность может быть такой: мы соглашаемся с тем, что Украина становится нейтральной страной, и прекращаем сражаться. С учетом того, что территории Донбасских республик, Запорожской и Херсонской областей, а также Крыма, согласно Конституции РФ, являются частью России, об этом никаких переговоров быть не может», – сказал Денисов.
Эксперт считает, что для большей части населения Украины такой вариант будет привлекателен, но нынешняя правящая элита вряд ли с ним согласится. Исключением может стать главком ВСУ Валерий Залужный, которому некоторые СМИ в Украине и в странах Запада прочат будущее следующего президента, но он сам пока ничего на эту тему не говорил.
«Территориальные претензии могут стать серьезным препятствием на пути к переговорам», – говорит политолог Алексей Макаркин. «Теоретически этот вопрос можно переложить на плечи следующих поколений, но практически сделать это будет тяжело. Протяженность серой зоны между Россией и Украиной окажется больше, чем на Кипре или Корейском полуострове. Также непонятно, кто будет обеспечивать контроль за прекращением огня», – сказал политолог. Впрочем, он считает, что украинская сторона может стать более сговорчивой, если в 2024-м финансовая поддержка Запада окажется меньше, чем в 2022 и 2023 годах.