0
3980
Газета СНГ Печатная версия

28.11.2023 20:39:00

Зерновой триллер для Киева сменился пограничным

Украинские власти рассчитывают на потепление после смены польского руководства

Тэги: польша, приграничная блокада, перевозчики, украинский агроэкспорт


польша, приграничная блокада, перевозчики, украинский агроэкспорт Польские автоперевозчики заблокировали въезд в свою страну украинским коллегам. Фото Reuters

Недавние протесты местных фермеров против ввоза в Польшу украинской агропродукции сменились приграничными блокадами польских перевозчиков. Пока президент Украины Владимир Зеленский призывает к взвешенной реакции – в ожидании потепления, связанного с завершением межвластия в Польше после выборов. 

Правительство Польши призвало Украину выполнить требования своих перевозчиков. Такими заголовками киевские СМИ сопроводили сообщения о том, что министр инфраструктуры Польши Анджей Адамчик направил украинскому вице-премьеру Александру Кубракову письмо с предложениями по решению проблем с акциями польских перевозчиков на границе. 

Как в нем уточнялось, одной из причин упомянутых протестов стало введение украинской стороной электронной очереди при прохождении таможенного контроля на границе. «Это привело к существенному увеличению времени ожидания транспортных средств, зарегистрированных в Европейском союзе, которые возвращались из Украины пустыми», – указывалось в письме, процитированном пресс-службой ведомства. Также там подчеркивалось, что указанной системой допускается неравное отношение к перевозчикам из Украины и Польши. В связи с чем Анджей Адамчик призвал киевского коллегу срочно принять меры для выполнения тех требований польских автоперевозчиков, за которые ответственна украинская сторона. И, в частности, исключить обязательную регистрацию в электронной очереди для транспортных средств, возвращающихся из Украины в ЕС без груза, по крайней мере на двух пунктах пропуска: «Зосин–Усцилуг» и «Нижанковице–Мальховице». Кроме того, одним из ключевых требований польских предпринимателей является восстановление системы разрешений на международные перевозки для украинских перевозчиков, которую Брюссель отменил после начала специальной военной операции РФ (СВО) в феврале 2022 года. Но поскольку данная проблема относится к компетенции Еврокомиссии, Варшава обратилась к европейскому комиссару по вопросам транспорта с призывом проанализировать влияние отмены лицензий для украинской стороны на рынке автомобильных перевозок ЕС, уточнил польский министр. И в заключение отметил, что ключ к прекращению названных протестов находится в Киеве и Брюсселе.

Напомним, с 6 ноября польские транспортники начали блокировать пункты таможенного контроля на границе между Украиной и Польшей. При этом они потребовали прежде всего вернуться к системе лицензирования украинских перевозчиков, работающих на рынке ЕС. Движение транспорта было заблокировано в направлении крупнейших пунктов пропуска: «Ягодин–Дорогуск», «Краковец–Корчева» и «Рава–Русская–Хребене». В результате, по оценке Киева, украинская экономика уже потеряла более 400 млн евро. А 22 ноября польские перевозчики объявили, что намерены блокировать пункт «Ягодин–Дорогуск» до февраля 2024 года. При этом организатор протестных акций Рафал Меклер уведомил о распространении блокады на еще один пункт пропуска, «Медика–Шегини», с 23 ноября.

С его фигурой украинские журналисты также увязали обнаруженный в польских протестах «российский след». Как они напомнили, Меклер представляет ультраправую партию «Конфедерация», лидер которой, Януш Корвин-Микке, еще в 2015 году посетил Крым и даже получил награду от местного руководства. Помимо прочего происходящее также объяснялось затянувшимся периодом формирования нового правительства Польши после парламентских выборов 15 октября. Пока действующему премьер-министру Матеушу Моравецкому, представителю правящей партии «Право и справедливость» (получила по результатам выборов 194 места в Сейме против 248 мест у оппозиционного объединения во главе с «Гражданской коалицией»), не удалось заручиться поддержкой большинства парламентариев. Причем сложившуюся ситуацию межвластия используют как представители власти, так и оппозиции, стремясь заработать дополнительные очки, в том числе на действиях радикалов, разъяснили украинские аналитики.

Примечательно, что еще в начале ноября посол Украины в Польше Василий Зварыч сообщил в соцсетях об отправленной Киевом в Варшаву официальной ноты в связи с заявленными намерениями польских перевозчиков по блокированию пропускных пунктов. Планы по ограничению движения товаров через границу Зварыч назвал по меньшей мере неуместными в условиях военного конфликта с РФ. Тогда как президент Украины Владимир Зеленский хотя и признал на днях наличие сложностей на границе, «прежде всего из-за некоторых политических шагов наших соседей», но все же выступил за проведение «очень взвешенной политики». «Думаю, надо дать чуточку времени нашим соседям. Все потеплеет», – сказал Зеленский журналистам. Похоже, он сделал определенные выводы после того, как Варшава отказалась возобновить ввоз в страну украинской агропродукции вследствие отмены ранее введенных Еврокомиссией соответствующих ограничений с 15 октября. Во всяком случае, на сентябрьских дебатах в Генассамблее ООН Зеленский высказывался куда более наступательно, подчеркнув, что «некоторые друзья в Европе» превращают тему зерновых поставок в триллер. Но сейчас, видимо, в Киеве рассчитывают на улучшение ситуации в результате ожидаемого прихода на смену нынешнему премьер-министру Польши лидера оппозиционного объединения Дональда Туска, некогда, кстати, уже занимавшего этот пост.

Однако насколько оправданны подобные расчеты киевских руководителей? Как заметила «НГ» руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Анна Четверикова, в первую очередь, очевидно, возникшая ситуация для Варшавы определяется не политическими резонами, а состоянием польской экономики и АПК.

Политолог НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев тоже увязал «блокадную проблему» с тем, что украинские транспортники, получив льготный доступ к рынку автоперевозок в ЕС, занялись демпингом. И далее стали вытеснять с рынка крупнейших игроков – польских, немецких и отчасти испанских перевозчиков. «Конечно, это не могло понравиться их зарубежным коллегам. Тем более что представители Киева за последнее время привыкли придерживаться требовательного тона в ожидании обязательных ответных уступок. Поэтому они болезненно воспринимают и действия польских предпринимателей, защищающих собственные интересы», – констатировал Суздальцев в комментарии «НГ». В таких условиях, по его словам, вряд ли следует ожидать последующего перехода к взаимоуважительному диалогу сторон. «Хотя какие-то локальные уступки возможны. Так же, вероятно, как и запрошенное Варшавой решение руководства ЕС об отмене льготного допуска украинских перевозчиков на европейский рынок. Но к отмене забастовок польских предпринимателей против действий Украины это, видимо, не приведет. Причем с усугублением ситуации на фронте все сильнее будет проявляться и конфронтационность в отношениях между соседними странами», – предположил политолог НИУ ВШЭ.


Читайте также


Санкционный рывок под руководством Варшавы

Санкционный рывок под руководством Варшавы

Какие новые меры давления на Москву готовит Евросоюз

0
2203
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
4112
Варшава хочет, чтобы Европа думала по-польски

Варшава хочет, чтобы Европа думала по-польски

Юрий Паниев

Следующий председатель ЕС готов наложить новые санкции на Россию

0
5152
Между Минском и Варшавой установились асимметричные визовые отношения

Между Минском и Варшавой установились асимметричные визовые отношения

Дмитрий Тараторин

Белорусам становится все сложнее попасть в Польшу, для поляков ограничений со стороны соседей нет

0
2416

Другие новости