Владимир Зеленский потерял в авиакатастрофе в Броварах ближайшего сторонника. Фото Reuters
Госбюро расследований завершило следствие по авиакатастрофе с вертолетом 18 января 2023 года в Броварах, где погибли руководители МВД Украины. Виновными в происшедшем назвали должностных лиц Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, допустивших в нелетную погоду полет на непригодной технике с неподготовленным экипажем. В самой спасательной службе подобные обвинения отвергли. А аналитики не исключили вероятность диверсии вследствие обострения внутриполитических противоречий в Киеве.
Государственное бюро расследований (ГБР) Украины сообщило в понедельник о завершении следствия по делу об авиакатастрофе 18 января 2023 года в Броварах, неподалеку от Киева. Напомним, тогда в результате падения вертолета рядом с местным детским садом пострадали свыше трех десятков человек и погибли 14, в их числе 13 взрослых и один ребенок. Также среди погибших оказался глава МВД Денис Монастырский и его первый заместитель Евгений Енин, которые направлялись в служебную поездку в Харьковскую и Днепропетровскую области.
По определению следователей ГБР, ряд должностных лиц Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) допустили откровенные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, что привело к гибели людей. О соответствующих подозрениях пяти представителям ГСЧС сообщили еще в августе. В их числе упоминался начальник управления авиации и авиационного поиска и спасения ГСЧС, и.о. командира специального авиационного отряда, замкомандира по летной подготовке, командир авиаэскадрильи и начальник службы безопасности полетов специального авиационного отряда оперативно-спасательной службы.
Как отмечалось в заключении следствия, вопреки внутренним инструкциям и законодательным нормам указанные представители ГСЧС привлекли к перевозке руководства МВД вертолет, который находился на дежурстве с целью реагирования на потенциальные чрезвычайные ситуации в Киеве и области. Воздушное судно не имело разрешительных документов на выполнение других видов полетов. При этом во время подготовки к полету командиру экипажа не сообщили о метеопрогнозе по всему запланированному маршруту и, в частности, не уведомили о крайне неблагоприятных условиях над городом Бровары. Члены экипажа не имели допуска к полетам в сложных метеоусловиях, подтвержденного соответствующим сертификатом. Однако ответственные лица не стали отменять или переносить вылет. Из-за сложных погодных условий вертолет был вынужден выполнять полет на предельно низкой высоте, и когда командир экипажа увидел препятствие в виде многоэтажного дома и начал совершать маневр облета, то резко поднялся, потерял ориентацию в пространстве и из-за отсутствия необходимых навыков допустил столкновение с землей, констатировали авторы заключения ГБР.
Причем еще в августе, когда четверых представителей ГСЧС взяли под стражу, а пятого отправили под домашний арест, начальник управления авиации и авиационного поиска и спасения Иван Коробка заявил журналистам, что во время организации полета он действовал «в соответствии с руководящими документами». А также заверил, что экипаж имел разрешение на выполнение полетов в сложных метеорологических условиях и был допущен к перевозке руководящего состава. Кроме того, погода в день трагедии была «летная», и в таких условиях полет можно было выполнять, добавил Коробка.
Судя по сообщениям украинских метеорологов, утром 18 января, когда случилась трагедия, погода в Киеве и области стояла ясная, без осадков. Хотя наблюдался ветер скоростью от 6 м/c, по одним данным, а по другим – до 7–12 м/c. Далее, в течение дня ожидалось увеличение скорости ветра до 15–20 м/c, и в этой связи в регионе был объявлен желтый уровень опасности. Но поскольку авиаторы называют предельным для полетов на вертолетах уровень в 13 м/с, можно сделать вывод, что утром 18-го числа погода была летная. В то же время показалось сомнительным и заключение следствия о непригодности летчиков к действиям в экстремальных условиях, а также неподготовленности их техники и отсутствии необходимых допусков. При том что речь шла о представителях спасательной службы, призванных работать в чрезвычайных ситуациях.
Судя по имеющейся информации, погодные условия в упомянутый период оказались приемлемыми и допустимыми для полета, подтвердил «НГ» военный историк и эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов. Хотя и уточнил, что тут многое могло зависеть также от уровня подготовленности экипажа. Отметим, ранее комментируя авиакатастрофу в Броварах «по горячим следам», он назвал наиболее вероятной причиной происшедшего неисправность техники, а также не исключил версию с диверсией из-за внутренних разборок в киевском руководстве. И на сегодня, подчеркнул Кнутов, предположения о возможной неисправности техники остаются актуальными, так как в катастрофу попал вертолет, находившийся на грани списания. Видимо, его французские производители тоже были заинтересованы в том, чтобы в ходе расследования вместо технических проблем на первый план вышла тема недостаточной подготовленности членов экипажа. Хотя это и противоречило предыдущим официальным оценкам.
Впрочем, продолжил эксперт, по-прежнему рабочей представляется и версия о возможности диверсии. Ее правомерность также подтверждается нынешним публичным обострением внутриполитической борьбы в Киеве и, в частности, наметившимися противоречиями между президентом страны Владимиром Зеленским и главнокомандующим Вооруженными силами Украины Валерием Залужным.
Между тем в середине августа киевские СМИ также информировали о премьере документального фильма «Дневник Монастырского», посвященного памяти погибшего министра внутренних дел. И наряду с прочим упомянули рассказ президента Владимира Зеленского о том, что с начала полномасштабного военного конфликта с РФ в феврале 2022 года Денис Монастырский оказался одним из немногих оставшихся в его окружении людей. По словам украинского лидера, в его кабинете стоит кресло, на котором прежде сидел Монастырский. А теперь, когда кто-то занимает это кресло, сразу чувствует, «что-то не то».