Глава офиса президента Андрей Ермак допускает возобновление работы одного из украинских аэропортов. Фото Reuters
После недавнего заявления главы офиса президента Украины Андрея Ермака о том, что уже ведется работа по открытию гражданского аэропорта, проблемой озадачились и отраслевые эксперты. По их оценке, это помогло бы переживающей кризис гражданской авиации, а также послужило бы толчком для развития всей украинской экономики. Но пока осуществлению таких идей препятствуют риски, связанные с обеспечением безопасности. И преодолеть их в условиях продолжающихся боевых действий нереально, указали российские военные аналитики.
Чтобы возобновить деятельность гражданской авиации, в стране сначала следует урегулировать множество проблем, связанных с обеспечением безопасности, а заодно и решить вопрос о том, стоит ли этим вообще заниматься в условиях военного конфликта. Примерно таким выводом завершалась опубликованная в среду в украинских СМИ статья, посвященная сегодняшним проблемам и перспективам гражданской авиации.
Поводом для нее также послужило сделанное в ходе недавней поездки в Вашингтон заявление главы офиса президента Украины Андрея Ермака о том, что усиление противовоздушной обороны страны позволит открыть один из гражданских аэропортов. «Мы работаем над этим с нашими партнерами. Это знак, что поворотные моменты в военном конфликте приближаются. И следующий год будет решающим в этом плане», – сказал Ермак. Впрочем, он не уточнил, о каком аэропорте может идти речь. В связи с чем киевские СМИ напомнили, что с началом специальной военной операции РФ в феврале 2022 года работа всех гражданских аэропортов была прекращена. В результате украинская авиация, и без того переживавшая нелегкие времена из-за пандемии, оказалась в долгосрочном кризисе.
Высказавшийся год назад по данному поводу тогдашний министр инфраструктуры, а ныне вице-премьер по восстановлению Украины Александр Кубраков уточнил, что первым в числе возможных претендентов рассматривается Львовский аэропорт. «Я надеюсь, что, как это было с Черноморской зерновой инициативой, когда мы получим гарантированную безопасность, гарантии, прежде всего от международных партнеров, от ООН, мы начнем», – подчеркнул Кубраков.
Еще в августе этого года авиакомпания Air Ocean Airlines предложила открыть полеты из аэропорта в Ужгороде, который находится возле границы со Словакией. Но в Закарпатской ОВА (областной военной администрации) заявили, что до окончания боевых действий о возобновлении работы аэропорта «Ужгород» не может быть и речи. Тем не менее, как сказал автор упомянутой статьи Андрей Попов, минувшим летом на работы в названном аэропорту было выделено и освоено порядка 26 млн грн (1 грн – 2,45 руб.). Хотя на что именно могли быть потрачены эти деньги, осталось непонятным, признал журналист.
В целом же опрошенные им эксперты согласились, что открыть гражданский аэропорт было бы важно и в принципе возможно, но сделать это в нынешних реалиях очень сложно. При этом авиационный эксперт, член Общественного совета Государственной авиационной службы Богдан Долинце назвал главными проблемами обеспечение безопасности и надлежащего состояния инфраструктуры, а также сертификации аэропортов и самолетов и страхования. Как он напомнил, в мире существует специальная процедура оценки и реализации полетов в аэропортах, находящихся в зоне рисков. В частности, она учитывается в организации работы аэропорта Бен-Гурион в Израиле. И в украинском государстве, по результатам анализа по угрозам безопасности, далее можно было бы открыть не все воздушное пространство, а отдельную зону с самыми низкими показателями риска, объяснил Долинце.
Однако зампредседателя комитета Верховной рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры Владимир Крейденко подтвердил, что достаточно скептически относится к подобным планам. Он отметил, что время подлета российских баллистических ракет в западные регионы крайне мало. И даже в случае размещения там систем ПВО, способных сбивать ракеты типа «Кинжал», не получится на 100% гарантировать, что аэропорт и самолеты не попадут под удары ракет или их обломков. «Мы не имеем права подвергать опасности наших граждан», – констатировал Крейденко.
С этой точки зрения, по мнению аналитиков, одной из ключевых становится проблема страхования. Но разрешить ее без поддержки профильных зарубежных фондов украинские власти сегодня не в состоянии. К тому же существуют затруднения и с обеспечением дееспособности самих авиакомпаний, а также с поддержанием самих аэропортов в рабочем состоянии. В том же Ужгороде взлетно-посадочная полоса не способна принимать распространенные типы самолетов Boeing 737 или Airbus А320, которые перевозят до 200 пассажиров. Хотя там могли бы обслуживаться самолеты типа Embraer ERJ-145 (до 50 пассажиров). Но в таком случае цена билета окажется в несколько раз выше, чем при путешествии из соседних аэропортов в Словакии или Венгрии, констатировал депутат ВР. Очевидно, продолжил он, что сейчас такие задачи не ко времени, так как все средства необходимо направлять на военные нужды. А потому вернуться к этому вопросу следует уже после победного завершения военного конфликта.
В то же время эксперты согласились, что если бы удалось решить все существующие вопросы, открытие аэропорта для гражданских полетов, даже во время военных действий, послужило бы мощным толчком для национальной экономики. «Аэропорт – это хороший показатель и отличная идея, которая давно назрела. Это не столько будет иметь экономическое влияние, сколько станет сигналом для инвесторов, что с Украиной можно работать», – определил специалист Экономической экспертной платформы Олег Гетьман.
Однако все это лишь разговоры, заметил в комментарии «НГ» член комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Гурулев. И добавил: «Открыть авиасообщение в Украине сегодня нереально. Сделать это в гражданских целях там не смогут, а если рискнут в военных, то ничем хорошим для украинской стороны это не закончится». «И никакого толчка в развитии экономики из-за открытия одного аэропорта не получится. Давайте смотреть на вещи реально», – призвал депутат Госдумы РФ. И в заключение предположил, что рассуждения на заданную тему направлены на внутреннюю аудиторию Украины.