Никол Пашинян объяснил в парламенте, чего он ждет от ОДКБ. Фото с сайта www.primeminister.am
Премьер-министр Армении Никол Пашинян отказался ехать на саммит ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности), запланированный на 23 ноября в Минске. В ходе выступления в парламенте он отметил, что это решение связано с желанием дать себе и военному блоку время подумать о дальнейших планах. Прежде всего Ереван недоволен тем, что ОДКБ не стала называть агрессией действия Азербайджана в 2021–2022 годах, в ходе которых, по разным армянским оценкам, были заняты от 50 до 127 кв. км. Противники такого подхода считают, что, так как граница между двумя странами не утверждена, нельзя наверняка утверждать, кто и чью землю занял.
«Самый важный факт, связанный с нашими позициями, заключается в том, что, к сожалению, ОДКБ, несмотря на свои де-юре обязательные обязательства, не отреагировала должным образом на вызовы безопасности Армении, – подчеркнул Пашинян. – Это повторилось несколько раз. При всем уважении ко всем нашим коллегам констатируем: почему каждый раз мы отправляемся туда и повторяем одно и то же, не получая при этом никакого отклика, и возвращаемся?»
По словам армянского лидера, ОДКБ де-юре отказывается регистрировать свою зону ответственности в Армении. Из этого Пашинян сделал вывод, что участие в мероприятиях данной организации может поставить под сомнение территориальную целостность и суверенитет его страны. Несмотря на это, Ереван не собирается объявлять об изменении политики, пока не решил вопрос о выходе из ОДКБ, чтобы не вызывать «диссонанс».
Также премьер отметил, что Ереван до сих пор не отказался от отправки миссии ОДКБ в Армению для наблюдения за безопасностью на границе с Азербайджаном. Однако для начала союзники Еревана должны показать, где, по их мнению, проходят армянские рубежи. Без этого, как считает Пашинян, с одной стороны, будет размываться образ Армении, а с другой – произойдет легитимация того, что он называет «азербайджанским вторжением».
Тем временем глава Белоруссии Александр Лукашенко, узнав о нежелании армянского коллеги ехать на саммит, посоветовал ему не принимать поспешных решений, направленных на дезинтеграцию. Как сообщили в пресс-службе белорусского президента, при этом он опирался на собственный опыт и поступки некоторых других «известных политиков» в подобных ситуациях.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что Кремль сожалеет о решении премьер-министра Армении. «Мы понимаем, что у каждого главы правительства или главы государства могут быть свои мероприятия в рабочем графике, свои обстоятельства, – сказал Песков. – Но можно выразить лишь сожаление, потому что подобные встречи являются очень хорошим поводом для обмена мнениями, сверки часов».
Примечательно, что, хотя внутри Армении сложился консенсус относительно действий Азербайджана, не все согласны с подходом премьера относительно ОДКБ. Например, экс-глава Минобороны республики, возглавлявший ведомство с 2008 по 2016 год, и глава оппозиционной парламентской фракции «Айастан» Сейран Оганян заявил, что на фоне сложной военно-политической ситуации отказ от участия в саммите только прибавляет стране проблем. «Мы являемся членом этого альянса. Во многих случаях ухудшение отношений зависело и от властей Армении», – подчеркнул Оганян.
Его коллега по блоку и член партии «Дашнакцутюн» Армен Рустамян отметил, что нынешнюю политику Армении нельзя назвать диверсификацией источников безопасности. По его мнению, на фоне конфронтации России с Западом страна переходит из одного лагеря в другой, и это может иметь тяжелые последствия. «Было бы хорошо, если бы мы могли учиться у наших врагов, у которых хорошо получается использовать конфронтацию в своих интересах. Мы же этот конфликт берем на себя», – уточнил политик.
Тем не менее армянский политолог Джонни Меликян заявил «НГ», что пока не видно предпосылок для выхода Еревана из ОДКБ, но его деятельность в составе организации заморожена. «Армения отказалась от поста замгенсека военного блока, в его мероприятиях она тоже не участвует, – сказал эксперт. – Таким образом республика пытается обратить внимание на проблему азербайджанских действий. Нужно выяснить, как партнеры по ОДКБ видят территориальную целостность Армении. При этом не нужно забывать, что до недавнего времени Ереван активно участвовал в жизни блока. Под его председательством была направленна миротворческая миссия в Казахстан, а до этого армянские военные отправились в Сирию для поддержки России».
По словам Меликяна, выяснение отношений идет по дипломатическим каналам, а отказ от участия в публичных встречах символизирует, что проблема еще не решена. Политолог полагает, что присутствие Пашиняна на саммите могло бы создать видимость того, что проблемы его страны не такие серьезные, как об этом говорят в Ереване.
«Членам ОДКБ нужно работать над консолидацией своих позиций, а не делать вид, что все нормально, – отметил Меликян. – Причем дело не только в Армении. Между Таджикистаном и Киргизией периодически вспыхивают боевые действия».
Также он заявил, что нежелание партнеров Армении по ОДКБ ссориться с Азербайджаном не может являться оправданием. В качестве примера он привел Евросоюз, представители которого тоже торгуют с Азербайджаном, но все-таки критикуют его, если для этого появляется серьезный повод. «Иногда нужно фиксировать определенные моменты, чтобы все знали о наличии красных линий», – заключил Меликян.
Заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов считает, что выступление Пашиняна обусловлено теми событиями, которые происходят на Южном Кавказе последние три года. «Армянские власти рассчитывали на более весомый вклад ОДКБ в обеспечение безопасности своей страны, – сказал Муханов, – Однако сравнивать эту организацию с ЕС или НАТО неправильно. В обозримом будущем центральноазиатские члены блока по экономическим и политическим причинам не будут выступать против Баку. Пашинян знает об этом, но делает свои заявления исходя из желания снять с себя ответственность за безопасность республики».
Вместе с тем Муханов заметил, что, какой бы эффективной ни была ОДКБ, у Еревана все равно нет альтернативы. «Если Пашиняна не устраивает работа организации, ее нужно менять изнутри. Для этого нужно работать в тех рамках, которые есть, но вместо этого армянские власти только говорят о своем недовольстве. При этом им могут выдвинуть встречные претензии: почему нет мирного договора с Азербайджаном и границы», – сказал эксперт.
Муханов полагает, что Пашинян специально сваливает в одну кучу проблемы ОДКБ и двусторонние отношения Еревана с Москвой и Баку. Благодаря этому ему легко уходить от критики и объяснять собственному населению причины своих неудач. Однако, чтобы разобраться в проблемах Армении, все это придется развести в разные стороны.
Как бы там ни было, эксперты «НГ» считают, что нежелание стран ОДКБ квалифицировать действия Азербайджана в качестве агрессии не станут поводом для выхода Армении из организации. Для этого нужны более серьезные и трагические поводы. В крайнем случае членство республики так и останется замороженным, хотя публично об этом могут не заявлять.