Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили предложил территорию своей страны для переговоров президентов Азербайджана и Армении. Фото с сайта www.parliament.ge
Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил, что его страна – это практически единственное государство, которому Армения и Азербайджан полностью доверяют. В связи с этим, опираясь на добрососедские отношения с Тбилиси, Ереван и Баку смогут урегулировать конфликт между собой и сформировать «общее региональное доверие», считает политик. При этом Папуашвили напомнил, что в июне 2021 года при посредничестве Грузии власти Азербайджана освободили 15 армянских пленных, а Армения передала азербайджанской стороне карты минных полей.
Ранее азербайджанский лидер Ильхам Алиев встретился в Тбилиси с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили. Алиев подчеркнул, что двусторонние и трехсторонние переговоры между Баку и Ереваном незамедлительно начнутся в Сакартвело, если армянская сторона даст добро на их проведение.
«Моя идея заключается в том, что самый правильный выбор, будь то исторический аспект или любой другой, с географической точки зрения, нам необходимо участие Грузии в этой ситуации», – подчеркнул президент Азербайджана. Также он рассказал, что его страна уже восстановила свою территориальную целостность и готова активно работать над мирным договором с Арменией.
В свою очередь, Гарибашвили заявил, что Тбилиси готов внести свой «скромный вклад» в установление мира в регионе и взять на себя роль посредника. По его словам, республики Южного Кавказа должны самостоятельно решать вопросы регионального развития. При этом премьер сказал, что надеется на скорейшее подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
Примечательно, что это не первая попытка заняться армяно-азербайджанской проблемой на региональном уровне. В 2021-м Анкара выступила с инициативой создания формата «3+3». В нем должны были принять участие три страны Южного Кавказа – Армения, Азербайджан и Грузия, а также три их соседа – Иран, Россия и Турция. Однако в Тбилиси посчитали такой подход неприемлемым и предложили собраться только кавказским республикам.
Тем не менее усилия России и Турции тоже нельзя списывать со счетов. Во-первых, Москва в качестве посредника участвует в урегулировании конфликта с 1990-х. Во-вторых, она приняла непосредственное участие в завершении Второй карабахской войны, а в Карабахе до сих пор присутствуют ее миротворцы. Анкара тоже разместила в Азербайджане своих наблюдателей и стремится увеличить влияние на Южном Кавказе.
«Мы ожидаем, что Армения определит свой подход, направленный на мир и благополучие в регионе. Если армянская сторона выполнит данные обещания, включая открытие Зангезурского коридора, то Анкара может продолжить нормализацию отношений с Ереваном», – заявил 9 октября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. При этом он призвал власти Ирана действовать сообща, чтобы проложить путь к миру.
Между тем глава Армении Никол Пашинян пока планирует встретиться с Алиевым в Брюсселе. Об этом перед неформальным саммитом Европейского сообщества в испанской Гранаде журналистам рассказал глава Евросовета Шарль Мишель. Как известно, туда Алиева тоже звали, но он не приехал, сославшись в том числе на неприемлемую позицию Франции по армяно-азербайджанскому конфликту.
Главный научный сотрудник сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Александр Крылов заявил «НГ», что Москва могла мирно разрешить конфликт между Арменией и Азербайджаном, но Евросоюз и его сторонники в Армении не дали этого сделать. «В случае с Тбилиси главный вопрос в том, кто будет выступать гарантом достигнутых соглашений», – пояснил Крылов.
Заведующий отделом Кавказа Владимир Новиков считает, что Грузия прежде всего старается показать Евросоюзу свою нужность. «Тбилиси позиционирует себя в качестве самостоятельного регионального игрока, способного разрешать конфликты между соседями, – полагает Новиков. – Однако проблемы между Арменией и Азербайджаном не улетучились после исчезновения самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики. Есть опасения, что война может разгореться из-за Зангезурского коридора. Большой вопрос, как с этим справится Грузия»
Армянский политолог Джонни Меликян заявил «НГ», что Ереван всегда с уважением относился к Тбилиси, но на данном этапе грузинская площадка вряд ли окажется эффективнее, чем европейская или российская. «В постконфликтный период там можно обсуждать какие-то практические вопросы, касающиеся совместного развития, но сейчас мы находимся в поствоенном или даже межвоенном периоде», – объяснил эксперт. При этом он не исключает, что до конца 2023-го Москва или Брюссель могут помочь Еревану и Баку добиться прогресса в налаживании отношений.
С ним согласен азербайджанский политический аналитик Ильгар Велизаде. «Грузинское посредничество будет серьезно отличаться от российского и европейского. Скорее мы получим трехсторонний диалог по развитию Южного Кавказа. Есть много вопросов, касающихся экономического сотрудничества, транспортных коммуникаций и т.д. Нечто похожее есть в Центральной Азии, где тоже не у всех прекрасные взаимоотношения. Но перед этим Армения и Азербайджан должны подписать мирный договор», – сказал Велизаде.