Светлана Тихановская заверила литовцев в том, что белорусы уважают историю Литвы. Фото Reuters
В социальных сетях появилось видео, на котором некие белорусы в камуфляже и с оружием на фоне символики оппозиции угрожают Литве. Между тем дискуссия по поводу национальной идентичности белорусов в эмигрантских кругах обостряется. Часть участников претендует на историческое самоназвание «литвины», что не может не раздражать литовцев. Светлана Тихановская считает, что все это провокация, направленная на подрыв доверия к оппозиции за рубежом. А оппозиционные эксперты полагают, что декларирование причастности к наследию Великого княжества Литовского – способ дистанцироваться от России.
Видео достаточно агрессивного содержания появилось в соцсетях и спровоцировало новый виток роста напряженности между белорусской оппозицией и властями Литвы.
В этом ролике люди в военной форме с автоматами и в масках на фоне бело-красно-белых флагов (символика белорусской оппозиции) делают резкие и даже оскорбительные заявления в адрес Литвы. Они говорят по-литовски, но с сильным белорусским акцентом и именуют себя «настоящими белорусскими патриотами, которые уже три года находятся в изгнании». Видео снабжено субтитрами на белорусском языке.
Среди прочих антилитовских высказываний присутствует обвинение спецслужб страны в давлении на Ольгу Карач. Недавно этой белорусской правозащитнице было отказано Вильнюсом в предоставлении политического убежища, на основании якобы имеющихся сведений о ее сотрудничестве с российской разведкой. Пока никто не взял на себя ответственность за это более чем странное видео. Белорусские оппозиционные СМИ считают, что это провокация, имеющая целью разжечь антилитовские настроения среди белорусских эмигрантов, с одной стороны, а с другой – вызвать подозрения относительно намерений последних у самих литовцев.
Между тем ранее представители литовского парламента уже высказывали озабоченность относительно некоторых тенденций, отмечаемых в среде белорусской оппозиции. Речь идет о так называемом «литвинизме» – претензиях на историческое наследие Великого княжества Литовского, выражающихся в утверждениях, что предки белорусов как раз и именовались литвинами и являлись государствообразующим народом этой средневековой державы. Более того, стали звучать заявления о том, что изначально «Вильнюс – белорусский город».
Причем обеспокоенность эта стала уже столь значимым фактором, что Светлана Тихановская на днях специально посетила Сейм, чтобы четко высказать свою позицию по этому поводу. Она заявила, что антилитовских высказываний среди белорусов совсем немного и их не стоит принимать во внимание. Тихановская заверила парламентариев, что белорусы уважают суверенитет Литвы, ее историю и самосознание. По ее мнению, все высказывания людей с враждебными и «литвинистскими» взглядами – это провокации. «Они стремятся нас расколоть, чтобы белорусы поддались влиянию русского мира», – считает политик.
«Заявления провокаторов абсурдны и возмутительны, они противоречат базовым принципам демократии и национальным интересам Беларуси. Я хотела бы подчеркнуть общую позицию – у нас нет и никогда не будет никаких территориальных претензий к Литве. Территория Литвы и литовское государство принадлежат только литовцам. Здесь никаких вопросов нет», – подчеркнула Тихановская и даже заверила, что демократические силы Белоруссии помогут Литве выявить провокаторов.
Визитом в Сейм Тихановской тема не была исчерпана. В парламенте Литвы состоялась специальная дискуссия на тему «литвинизма», в которой приняли участие литовские общественные деятели, историки и белорусские ученые. Один из ее участников, политолог Андрей Казакевич, заявил в своем интернет-блоге: «Было бы хорошо провести инвентаризацию проблемных и чувствительных исторических тем для двух народов, не отходить от нее. Затем поэтапно обсуждать, если не достигая компромисса в трактовке и терминологии, то хотя бы обозначая позиции. К сожалению, с начала 1990-х годов такой работы не велось». Однако он констатирует: «Это сложный вопрос, который, похоже, вызывает скептицизм среди литовских профессиональных историков».
Казалось бы, «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой» не могут и не должны вызывать к себе столь пристального внимания современных политиков. Но в том то и дело, что проблема «литвинизма» имеет ярко выраженную политическую окраску.
Политолог Павел Усов в своем Telegram-канале объясняет, почему она именно сейчас приобрела такое значение: «Для белорусов Литва (отсюда литвинство) это универсальная политико-государственная и историческая категория, явление. Не этническая, а именно политическая, связанная с построением антимосковского (антиординского) государственного проекта, идентичности. Литва в этом контексте это не этнос, не отдельная нация, а самодостаточная цивилизация, политическая общность, включавшая различные народы, которые были объединены отдельным политическим и идеологическим конструктом».
Фактически политолог признает существование насущной проблемы самоидентификации для оппозиционно настроенных белорусов. Если президент Александр Лукашенко и его сторонники делают ставку на построение постсоветской идентичности, предполагающей общность судьбы Белоруссии и России, то его противникам необходима совершенно иная точка опоры, которую они и пытаются обрести в Великом княжестве Литовском. Эту позицию Усов называет «транснациональной» и утверждает, что она не несет никакой угрозы для современной Литвы.
«Для них (транснационалистов) Вильнюс, как для католиков Рим. Это культурная и духовная универсальная столица древней цивилизации, а значит, транснациональный город, признанная современная столица Республики Литва», – отмечает эксперт.