Посол Ольга Маркарова намерена следить за продвижением в Конгрессе США проекта по финансированию Украины. Фото Reuters
Посол Украины в Вашингтоне Ольга Маркарова заявила, что намерена не только следить за продвижением в Конгрессе США проекта по финансированию правительства до 17 ноября, которым также предполагается выделить Киеву 6,1 млрд долл., но и активно защищать непрерывность поддержки украинской стороны. Тогда как глава комитета по вопросам антикоррупционной политики Верховной рады Ярослав Юрчишин назвал привязку помощи Киеву к необходимому реформированию страны «обидной». Очевидно, до изменения расклада сил по итогам предстоящих президентских выборов 2024 года подобные требования продолжат носить ритуальный характер и выделенные Вашингтоном суммы помощи для Украины вряд ли значительно уменьшатся, уточнили эксперты.
Проектом решения Сената США о продлении финансирования правительства до 17 ноября также предполагалось выделить 6,152 млрд долл. на дополнительную помощь Киеву, сообщила в среду в соцсетях посол Украины в Вашингтоне Ольга Маркарова.
Следует отметить, что в рамках запрошенных американской администрацией у Конгресса в начале августа дополнительных расходов из федерального бюджета в 2023 финансовом году (который завершается в Соединенных Штатах 30 сентября) предусматривалось направить на военную помощь Украине около 24 млрд долл. Но на фоне возникших затруднений с бюджетным согласованием Белый дом в конце августа призвал конгрессменов договориться о краткосрочном продлении финансирования правительства. Как уточнялось, если до конца сентября бюджет на следующий финансовый год, стартующий с 1 октября, не будет принят, части правительственных ведомств придется приостановить работу.
Таким образом, в результате предварительных согласований размер поддержки для Киева уменьшился почти в четыре раза. Как уточнялось в сообщении, опубликованном на сайте комитета Сената по ассигнованиям, 4,499 млрд долл. было намечено выделить Министерству обороны США на экстренное финансирование поддержки Украины и пополнение американских запасов вооружений. Примерно 3 млн долл. из этой суммы предназначались для аппарата генерального инспектора Пентагона. Также 1,65 млрд долл. предполагалось выделить на помощь Киеву по линии Госдепартамента. Из указанной суммы по 1 млн планировалось направить для аппаратов генеральных инспекторов Госдепа и Агентства США по международному развитию.
В то же время в сообщении посла Маркаровой разъяснялось, что из заявленного объема дополнительной помощи для Киева в размере 6,152 млрд долл. предусматривалось направить 4,499 млрд долл. на оборонные расходы и 1,650 млрд долл. – на экономическую (в том числе прямую бюджетную) поддержку Украины. Пока это лишь проект. До остановки правительства остается три рабочих дня, в течение которых будут продолжаться активные дискуссии в Конгрессе. И в украинской дипмиссии намерены не только следить за ходом переговоров, но и активно отстаивать «необходимость непрерывной поддержки Украины», указала посол.
Но в таком случае возможно ли сделать вывод, что в дальнейшем сокращение финансирования военной помощи для Украины в США способно стать тенденцией?
Очевидно, при существующем составе Конгресса и нынешнем хозяине Белого дома, ответила «НГ» руководитель Центра североамериканских исследований Института мировой экономики и международных исследований им. Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН Виктория Журавлева, значительных сокращений финансовой поддержки Украины ожидать не стоит. Вероятно, в Республиканской партии несколько меняются соответствующие настроения. Но пока у республиканцев нет большинства в Сенате, им вряд ли удастся продавить свою позицию. Скорее возможны какие-то компромиссные решения. В результате президент Джозеф Байден может пойти на изменение неких условий, например по усилению контроля – обменяв это на деньги. Подобная ситуация выглядит классической, когда Конгресс в вопросах выделения средств на внешние расходы требует больше контроля со стороны законодательной власти США. Последующее же развитие событий будет зависеть также от того, удастся ли Республиканской партии в перспективе добиться контроля над Сенатом. Тогда, как представляется, возможны какие-то изменения в отношении Вашингтона к продолжению помощи для Украины, пояснила Журавлева.
А что касается рисков шатдауна и прекращения работы части правительственных структур, добавила она, то подобные ситуации возникали и прежде. И иногда дело доходило до краткосрочного закрытия органов власти, но в итоге две партии, имевшие различные взгляды на формирование и расходование бюджета, обычно договаривались. И сейчас контролирующие Сенат представители Демократической партии, очевидно, постараются договориться с президентом-демократом в преддверии будущих выборов. И видимо, к последнему дню (1 октября) решение все-таки будет достигнуто, предположила эксперт.
Между тем в вопросах финансовой помощи США на днях наметился новый поворот. 25 сентября киевские СМИ сообщили, что заместитель советника Белого дома по нацбезопасности по вопросам международной экономики Майк Пайл направил для Координационной платформы доноров письмо с перечнем реформ, которые должны осуществить украинские власти для дальнейшего получения военной помощи. Аналогичные письма также были отправлены и украинскому премьер-министру Денису Шмыгалю и в офис президента Украины. Документом регламентировалось проведение необходимых реформ в конкретные сроки: от трех месяцев до года и полутора лет. В частности, предписывалось произвести изменения в функционировании наблюдательных советов госпредприятий, антикоррупционных органов (вроде САП, НАБУ, НАПК) и Высшего совета правосудия. При этом указывалось на приоритетность реформирования Минобороны Украины и всех силовых ведомств, на что Киеву отводился год.
В сопроводительной информации журналисты напомнили, что межведомственная донорская Координационная платформа, сформированная для поддержки процесса восстановления Украины, по типу «финансового Рамштайна», начала свою работу в январе этого года. Ее первое заседание прошло в режиме видеоконференции с участием высокопоставленных представителей Украины, ЕС и стран G7, а также международных финансовых учреждений.
На следующий день в посольстве США в Киеве прокомментировали нашумевшие сообщения о письме из Вашингтона по условиям дальнейшего получения Украиной военной помощи. В рамках диалога, который продолжается с Украиной и сторонами, заинтересованными в ее будущем успехе, Соединенные Штаты предоставили перечень приоритетных реформ для обсуждения на Координационной платформе доноров для Украины в Брюсселе, конкретизировали авторы сообщения посольства США, опубликованном на сайте дипмиссии. А также подчеркнули, что данный перечень был предоставлен как основа для консультаций с украинским правительством и ключевыми партнерами – в рамках неизменной поддержки Украины и ее усилий по интеграции в Европу.
А еще через день председатель комитета по вопросам антикоррупционной политики Верховной рады Украины Ярослав Юрчишин назвал предъявление Киеву перечня приоритетных реформ «ошибочным шагом» США. По его определению, «это большой вызов» увязывать задачи реформирования с получением оружия. «Как бы там ни было, реформирование – это наша внутренняя задача. Оно может быть привязано к средствам МВФ, оно может быть привязано к плану евроинтеграции, к вступлению в НАТО. А оборона Украины – это фактически оборона западных ценностей», – сказал Юрчишин журналистам. И также счел, что недальновидно увязывать реформу Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) или Бюро экономической безопасности (БЭБ) с предоставлением вооружения. «Обидно, что до этого дошло», – заключил Юрчишин. Похоже, заметила Виктория Журавлева, до президентских выборов 2024 года в США эти требования будут оставаться ритуальными. Но если общая расстановка сил в США изменится, то, вероятно, и заявленные контрольные мероприятия могут утратить нынешнюю декларативность, допустила руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН.