Военные учения проводились сразу в нескольких областях Белоруссии. Фото с сайта www.mil.by
Во вторник в Белоруссии завершается двустороннее комплексное учение. Войска ведут активную боевую подготовку, в том числе в областях, сопредельных Польше. Тем не менее главный раздражитель для ближайших соседей – группа «Вагнер» – уже не вызывает их беспокойства. Организация бывших белорусских силовиков BYPOL заявляет, что в Белоруссии осталось всего несколько сотен ее членов. Кроме того, независимые наблюдатели отмечают, что и в целом количество российских военных в республике заметно уменьшилось.
Аналитики полагают, что в истории с «Вагнером» президент Александр Лукашенко допустил ошибку, получив гораздо больше минусов, чем плюсов. Тем не менее отмечается, что сокращение российского контингента делает все более неадекватными утверждения оппозиции об «оккупации Беларуси».
Двустороннее комплексное учение Вооруженных сил Республики Беларусь (РБ) завершается во вторник. Как заявило Министерство обороны, это учение – «логическое завершение подготовки органов управления оперативного и тактического уровней». Проходит оно в Брестской, Гродненской и Минской областях. Парируя обеспокоенность сопредельных государств, Виктор Гулевич, начальник Генерального штаба, первый заместитель министра обороны РБ заявил: «Данное учение не несет никакой угрозы соседним с нами странам. В них отрабатываются вопросы защиты нашего государства и совершенствования уровня подготовки наших войск».
Между тем главный предмет беспокойства для Польши и стран Балтии – группа «Вагнер» – на территории Белоруссии буквально растворяется на глазах. По данным организации бывших силовиков, перешедших на сторону оппозиции, BYPOL, в палаточном лагере возле Осиповичей бойцов «Вагнера» осталось не больше сотни. И еще 200–300 рассредоточено по республике. BYPOL утверждает, что эти данные основаны на сообщениях членов плана «Перемога», находящихся в стране и готовящихся к противостоянию действующей власти. Хотя наблюдатели не исключают того, что вагнеровцы принимают участие в проходящих сейчас учениях, но самостоятельной силы они уже не представляют.
Между тем еще в августе Александр Лукашенко заявлял, что хочет сохранить это подразделение. Политический аналитик Дмитрий Мицкевич считает, что президент планировал использовать их в Африке.
«Он не смог перетащить этих людей и организовать их работу таким образом, чтобы это работало на его бюджет. Его связей и возможностей не хватило. Как мы видим, даже приезд его коллеги по диктаторскому цеху из Экваториальной Гвинеи эту проблему решить не помог», – полагает эксперт.
Политический аналитик Александр Класковский считает, что Александр Лукашенко допустил политический просчет. «Страшилка лопнула. Палаточный лагерь под Осиповичами тает, в Беларуси остается менее тысячи неприкаянных вагнеровцев, которым явно не до «экскурсий» в Варшаву или Жешув. Теперь совершенно очевидно, что Александр Лукашенко, приютив пригожинцев, получил веер отрицательных эффектов. Хотя поначалу, вероятно, думал, что сорвал куш», – отмечает эксперт.
Перемещение группы «Вагнер» на Белорусскую территорию вызвало не только резкую реакцию со стороны сопредельных стран, опасавшихся возможных провокаций, но и в самой стране было воспринято без энтузиазма. Авторы последнего социологического исследования в рамках проекта «Белорусский трекер перемен» отмечают: «Даже ярые сторонники режима не выражают однозначное доверие группе «Вагнер» и не дают ей однозначно позитивную оценку». Исследователи делают вывод, что размещение в стране этой структуры, на их взгляд, разрушает единственный устойчивый консенсус белорусского общества – нежелание быть вовлеченным в конфликт на территории Украины.
В то же время проходящие сейчас военные учения организованы, в отличие от предыдущих, без участия российских соединений. И в целом наблюдатели отмечают, что их присутствие в Белоруссии заметно сократилось. По данным независимых мониторинговых проектов, на территории страны сейчас находятся только контингенты, обслуживающие аэродромы и иные военно-технические объекты.
В связи с этими данными более чем странно звучит нарратив об «оккупации Беларуси Россией», который в последнее время активно продвигался представителями оппозиции, в том числе на международных площадках. В частности, в своем выступлении в рамках Генассамблеи ООН на минувшей неделе лидер белорусской оппозиции за рубежом Светлана Тихановская заявила: «Когда Лукашенко потерпел поражение на выборах 2020 года и потерял всякую легитимность, Кремль решил ужесточить контроль над Беларусью. Россия использует Беларусь как марионетку для конфронтации с нашими европейскими соседями».
Политолог Александр Класковский полемизирует с подобными утверждениями: «Лукашенко, притом что коридор у него стал намного уже, продолжает маневрировать на внутри- и внешнеполитическом поле. Порой это выглядит неуклюже, однако в ряде случаев – искусно. У иных противников режима желание заклеймить узурпатора так сильно, что рефрен об оккупации, марионеточности, полной утрате независимости они повторяют, кажется, едва ли не с наслаждением. Такой взгляд мешает объективно анализировать ситуацию в стране и вокруг нее. В конце концов то, что государственность пока не утрачена, – важный плюс для судьбы перемен».