Мукомолы Киргизии подняли цену на муку до 1500 сомов (1600 руб.) за мешок, но на рынках она еще дороже. Фото с сайта www.vb.kg
Киргизия в ближайшее время может столкнуться с дефицитом муки и повышением цен на нее. Правительство готово вскрыть госрезервы зерна, чтобы у мукомолов было достаточно сырья. Одна из причин зернового кризиса – Казахстан закрыл транзит поставок российской пшеницы в Киргизию. Эксперты считают, что Россия и Казахстан конкурируют в борьбе за киргизский рынок.
Россия и Казахстан являются основными поставщиками зерна и муки в Киргизию. Однако последние два года основной объем пшеницы Бишкек закупает в России. Это повлекло за собой определенные проблемы, которые обсуждались 21 сентября на совещании по ситуации с ценами на муку первого сорта в Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики (КР).
Растут цены как на местную, так и на импортную муку. По словам замминистра Чингиза Макешова, в ходе рабочей встречи с представителями Антимонополии мукомолы установили цену в районе 1500 сомов (1 киргизский сом – 1,09 российского рубля) за мешок муки первого сорта. Мукомольные предприятия, а их около 30, напрямую вышли на рынок с такой ценой. У Фонда госматрезервов зерна достаточно.
«По информации Ассоциации мукомольных предприятий Кыргызстана, в настоящее время у импортеров пшеницы имеются проблемы с транзитом зерна через Казахстан», – говорится в сообщении пресс-службы. Отмечается, что по итогам совещания Минэконом приняло решение о необходимости внесения в кабмин заявки на разбронирование госрезерва и передачи зерна мукомолам во избежание дефицита муки в стране.
Заведующая сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Елена Кузьмина сказала «НГ», что до 2020 года главным поставщиком зерна в Киргизию был Казахстан. Его доля в импорте пшеницы составляла до 99%. Во время пандемии Казахстан вводил ограничения на вывоз зерна. Эти объемы заместила Россия, фактически вытеснив Казахстан с киргизского рынка зерна. По данным Нацстаткома Киргизии, импорт пшеницы из России в первом квартале 2023 года вырос на 82%, или составил 119,6 тыс. т. Импортеры объясняют свой выбор ценой: российское зерно почти в два раза дешевле казахстанского плюс дисконт, который дает РФ.
«В Казахстане считают, что цены на зерно вполне обоснованны. Это необходимо для поддержания казахстанских сельхозпроизводителей», – подчеркнула Кузьмина. Запрет на транзит российских грузов Казахстан, по мнению эксперта, обосновывает регулированием рынка. Елена Кузьмина обратила внимание на тарифную политику Казахстана, которая различается «для своих и чужих». «Тариф на железнодорожные перевозки при поставках груза из России в страны Центральной Азии в несколько раз выше, чем для своих поставщиков. Получается, что Казахстан зарабатывает еще и на тарифах. Но здесь есть еще один момент: все три страны – Россия, Казахстан и Киргизия – члены Евразийского экономического союза, поэтому тарифы для них должны быть такими же, как и для казахстанских поставщиков. Но Казахстан пока отказывается пересматривать их», – подчеркнула Кузьмина.
Григорий Михайлов, главный редактор телеграмм-канала logiStan, назвал запрет на транзит конкуренцией между Россией и Казахстаном за киргизский рынок. Первая причина – экономическая, вторая – политическая. «Киргизия традиционно была главным потребителем казахстанской пшеницы. Но нужно учитывать, что кроме казахстанского зерна в Киргизию экспортировалось и российское, перекупленное казахстанскими бизнесменами. Это была сложившаяся схема, которая рухнула после того, как киргизские власти отменили НДС на российскую пшеницу. За первое полугодие 2023 года из общего объема поставок пшеницы 97% было российской», – сказал «НГ» Михайлов.
Сегодня цель казахстанских производителей – вернуть себе киргизский рынок. В нынешних условиях это сделать сложно. Казахстан проигрывает России по ценам. «Помимо этого, казахские фермеры жалуются на то, что часть пшеницы, которая оформлена как российский транзит, на самом деле оседает в Казахстане. Причем эти объемы растут. Казахстанские фермеры не могут продать свой урожай. Они потребовали от местной власти предпринять меры. Ответ последовал незамедлительно. Казахстанские таможенники запретили ввоз российской пшеницы автомашинами и усилили контроль за транзитными потоками зерна через свою территорию», – отметил Михайлов. По его словам, эта история началась еще в конце 2022 года. Именно тогда киргизские мукомолы предупредили, что из-за того, что часть российского груза не дошла до Киргизии, могут возникнуть перебои с мукой и соответственно с хлебом.
С политической точки зрения проблема – в отношениях Казахстана с Киргизией, которые осложнены водным вопросом. «Состоявшиеся в Душанбе на полях Консультативной встречи президентов Центральной Азии переговоры по воде между Касым-Жомартом Токаевым и Садыром Жапаровым прошли не слишком успешно. Между странами не решена водная проблема: Казахстан настаивает, чтобы киргизские ГЭС работали в ирригационном режиме – зимой накапливали воду, летом сливали. Киргизия в этом случае лишается возможности полноценно генерировать электричество зимой, когда оно особенно нужно, и будет вынуждена покупать его у казахов. Бишкеку этот вариант не очень нравится. Но в интересах Казахстана – сохранять воду, насколько это возможно. Поэтому на Киргизию оказывается давление со стороны Казахстана, в том числе создаются проблемы с транспортировкой товаров», – полагает Михайлов. Это также относится и к киргизским товарам, следующим в РФ через территорию Казахстана.
Поэтому киргизское правительство во избежание кризиса вынуждено воспользоваться государственным резервом зерна. Местные мукомолы получат возможность его перерабатывать, чтобы временно закрыть дефицит муки в республике. Однако стоит отметить, что в этой истории одними из интересантов являются сами мукомолы, имеющие своих представителей в киргизском парламенте, которые настаивают на повышении цены на муку.