Министр инфраструктуры РМ Андрей Спыну сообщил, что поставки из Украины в ЕС и обратно налажены. Фото с сайта www.gov.md
В Кишиневе сообщили, что поезда теперь могут без остановок курсировать между портами Рени (Украина) – Джурджулешты (Молдавия) и Галац (Румыния). Это ускорит транспортировку грузов между Молдавией и Украиной, отметил министр инфраструктуры Республики Молдова (РМ) Андрей Спыну. Однако кроме транзита украинского зерна в ЕС по данному коридору в обратном направлении проследуют военные эшелоны в соответствии с европейским проектом «Военная мобильность». Для его реализации Бухарест обещает построить девять мостов через пограничную с Молдавией реку Прут.
В сентябре в Румынии объявили о планах строительства железнодорожной колеи евростандарта (1435 мм) на участках Пашканы–Яссы (Румыния)–Унгены (РМ) и Галац–Джурджулешты. Пути планируется продлить до Кишинева и Одесской области, что позволит беспрепятственно отправлять военные эшелоны в Украину.
В июле 2023 года Еврокомиссия представила план интеграции железнодорожных путей Украины в европейские, предполагающий строительство около 3,3 тыс. км колеи евростандарта на украинской территории, которые войдут в четыре европейских железнодорожных коридора. До конца 2023 года может начаться реконструкция участка Краков/Катовице (Польша) – Львов (Украина).
Мининфраструктуры Румынии планирует построить и модернизировать девять мостов на границе с Молдавией через реку Прут. Строится мост, соединяющий румынские Яссы с молдавскими Унгенами. Стройка профинансирована ЕС в рамках проекта «Военная мобильность». Инициатива предполагает развитие транспортной инфраструктуры в интересах беспрепятственного перемещения европейских военных грузов и подразделений по территории ЕС и других стран.
Министр инфраструктуры и регионального развития Республики Молдова Андрей Спыну сообщил накануне, что теперь железнодорожные поезда смогут проходить транзитом на участке Этулия–Рени–Джурджулешты, не останавливаясь для контроля.
«Это важный шаг, который позволит быстрее транспортировать товары между Молдовой и Украиной и будет стимулировать экспорт из и в порты Дуная», – отметил молдавский министр.
Газета «Молдавские ведомости» написала, что «в текущих условиях ЕС, выступая в роли интересанта доставки сельскохозяйственной продукции из Украины, прикрывает процесс по приближению инфраструктуры НАТО к России, которая в условиях обострения отношений ожидаемо будет использована альянсом в военных целях».
Румыния обещает построить новые мосты через реку Прут на границе с Молдавией. Фото с сайта e-patrimoniu.md |
Основываясь на достижениях первого плана действий, запущенного в 2018 году, новая военная мобильность охватывает период 2022–2026 годов и включает выявление возможных пробелов в инфраструктуре, информирование о будущих действиях по определению приоритетов улучшений и интеграции требований к цепочке поставок топлива для поддержки крупномасштабных перемещений вооруженных сил в короткие сроки.
Европейский союз подключает страны Балкан, Молдавию и Украину к проектам по увеличению военной мобильности для быстрого развертывания боевых сил НАТО. Ранее верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель уточнил, что в рамках этого проекта планируется всю автомобильную и железнодорожную инфраструктуру Евросоюза и его стратегических партнеров адаптировать так, чтобы было возможно быстро перевозить военную технику и войска из одной части сообщества в другую, в основном с запада на восток.
Молдавия для улучшения сообщения с ЕС начала переходить на европейскую железнодорожную колею. Но, по словам европейских представителей, перехода на более узкую колею недостаточно для обеспечения интеграции в железнодорожные системы ЕС. С этой целью необходимо принять дополнительные меры, такие как гармонизация законодательства в сфере железнодорожного транспорта с правовой базой ЕС. Недавно в Кишиневе было подписано соглашение, которое позволяет Республике Молдова более эффективно получать доступ к европейским фондам, в том числе для транспортной инфраструктуры.
Премьер-министр РМ Дорин Речан и европейский комиссар по транспорту Адина Вэлян заявили на пресс-конференции, организованной по этому случаю, что Республика Молдова становится первой страной, не входящей в Европейский союз, которая имеет доступ к механизму взаимосвязи с Европой.
Транспортная интеграция проходит на фоне заявлений руководства РМ в пользу НАТО. Накануне в ходе встречи в Кишиневе с заместителем генерального секретаря НАТО Мирчей Джоанэ премьер-министр Дорин Речан заявил, что гражданам необходимо объяснять важность сотрудничества с альянсом. О дискуссии в обществе по поводу вступления страны в НАТО говорила и президент РМ Майя Санду. Она отметила, что большинство населения республики против такой перспективы, однако, по ее мнению, надо убеждать граждан в обратном. На встрече с Мирчей Джоанэ она подчеркнула, что «Молдова нуждается в экспертных знаниях и помощи со стороны НАТО, чтобы повысить способности реагировать на гибридные угрозы, дезинформацию или кибернетические риски».
Бывший президент, лидер Партии социалистов Игорь Додон пригрозил акциями протеста в случае, если власти будут добиваться вступления страны в НАТО. Об этом он заявил в видеообращении в социальных сетях.
«В ближайший год мы увидим, как они (власти. – «НГ») вкладывают миллионы в пропаганду НАТО. Мы не допустим этого. PAS (правящая партия. – «НГ») хочет к 2024–2025 годам изменить общественное мнение. Вчера один из депутатов PAS заявил, что для изменения Конституции им не хватает четырех мест в парламенте. Цель – вступление Молдовы в НАТО и утрата ею нейтралитета. Молдова – нейтральная страна, и только это удерживает нас от войны», – заявил Додон. Он подчеркнул, что «если власти запустят процесс присоединения Молдовы к НАТО», то Партия социалистов выведет людей на улицы.