Депутат Динара Ашимова инициировала обсуждение в парламенте вопроса о биобезопасности Киргизии. Фото с сайта www.kenesh.kg
Парламент Киргизии после завершения общественных слушаний приступил к рассмотрению проекта Закона «О биологической безопасности в Кыргызской Республике», инициированного депутатом Жогорку Кенеша (парламента) Динарой Ашимовой. Ожидается, что итоги по законопроекту парламентарии подведут 18 сентября, после чего приступят к принятию закона. Документ даст возможность наращивать международное сотрудничество в сфере обеспечения биобезопасности, в первую очередь со стратегическими партнерами, например с Россией.
Принятие законодательной базы по обеспечению биологической безопасности в Киргизии затянулось на пару десятков лет. Этот вопрос поднимался в Киргизии еще в начале 2000-х годов. Был даже разработан первый вариант проекта закона в 2006 году. Но его отправили на доработку. За это время киргизские власти в 2009 году подписали соглашение о строительстве биолаборатории с Канадой. Однако общественность в 2011 году не позволила реализовать данный проект и его строительство было заблокировано. Но сам договор с канадской компанией не денонсирован, обратили внимание участники круглого стола, организованного киргизским парламентом и Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» 12 сентября в рамках проведения общественных слушаний по этому законопроекту.
Как отметила депутат парламента Камила Талиева, в сегодняшних реалиях вопросы биологической безопасности являются неотъемлемой частью системы обеспечения национальной безопасности Киргизии. События, связанные с пандемией, вызванной COVID-19, показали, что очень важно управлять рисками и оперативно реагировать на биологические угрозы.
Презентуя законопроект о биобезопасности, депутат Жогорку Кенеша Динара Ашимова подчеркнула, что с учетом возрастающих рисков и угроз биологической безопасности, а также их трансграничности необходимо правовое регулирование системы обеспечения биологической безопасности страны в соответствии с рекомендациями по гармонизации и унификации законодательства государств – участников СНГ в сфере обеспечения биологической безопасности.
«Законопроектом определены основные задачи и принципы обеспечения биологической безопасности, виды биологических угроз, меры по правовому и международному регулированию. Документ разработан в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики (КР) и не повлечет негативных последствий в социальной, экономической, правовой, правозащитной, гендерной, экологической и коррупционной сферах жизнедеятельности страны, наряду с этим напрямую не затрагивает права граждан», – подчеркнула Ашимова.
Киргизский парламент решает, кому доверить строительство биолабораторий. Фото с сайта kenesh.kg |
Соучредитель общественного фонда «Евразийское поколение», экс-депутат киргизского парламента Евгения Строкова заявила, что если принятие законопроекта затянется, то активизируются те, кто хотел бы построить в республике биолаборатории. Такие планы есть у США, Канады и Евросоюза. «Я опасаюсь, чтобы этого не произошло до вступления в силу рассматриваемого законопроекта. И это нужно принять во внимание», – подчеркнула Строкова. По ее словам, Киргизия уже окружена американскими биолабораториями, которые несут угрозу биобезопасности республики. «Узбекистан, Таджикистан и Казахстан позволили разместить на своей территории американские биолаборатории. В частности, Казахстан планирует разместить у себя порядка 30 таких лабораторий, вывезенных с территории Украины после начала СВО (сцециальной военной операции РФ. – «НГ»)», – отметила Строкова. По ее мнению, Киргизии, безусловно, нужны такие учреждения, чтобы иметь возможность проводить исследования и принимать адекватные меры. «Но такие объекты мы должны строить если не самостоятельно, то с теми странами, которые являются нашими стратегическими партнерами и входят с нами в общие международные объединения», – считает Евгения Строкова. Она напомнила, что у США есть закон, запрещающий строительство биолабораторий на территории их страны. Поэтому верить в то, что стремление американцев размещать такие объекты на территории нашего континента, а именно в странах, граничащих с Россией и Китаем, имеет благие намерения как минимум наивно, отметила Строкова.
Аналогичного мнения придерживается и руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева: «Есть опасения, что сейчас этот вопрос могут решить тихо, без участия гражданского сектора, еще до принятия закона, поэтому затягивать с этим вопросом нельзя».
Эксперты также обращают внимание, что лаборатории, которые создаются в мире, расположены в основном не в развитых странах. «Нам говорят, что это делается в наших интересах. Но возникает закономерный вопрос, для чего эти опасные вирусы должны содержаться на чужих территориях? Если вдруг произойдет утечка, то страны Запада, которые их разрабатывают, не пострадают, а в наших странах это может случиться», – заявил депутат парламента Султанбай Айжигитов. Он подчеркнул, что строительство биолабораторий по всему миру напоминает процесс вывода грязных производств за пределы развитых стран, которые таким образом решали вопросы собственной экологической безопасности. И это при принятии законопроекта нужно учитывать.
Экс-вице-премьер-министр КР Эльмира Ибраимова отметила, что принятие этого законопроекта становится сегодня более актуальным на фоне ситуации в Судане, когда опасные штаммы из лаборатории попали в руки воинствующей террористической группировки, и весь мир сейчас боится, где оказались эти штаммы и в какой стране они всплывут. Поэтому она предлагает парламентариям ускориться и заложить свои контрольные функции, когда правительство должно приступить к реализации возлагаемых на него задач, иначе чиновники, как всегда, «заболтают» этот вопрос.
Эксперты обращают внимание, что на депутатов оказывается давление с тем, чтобы этот законопроект принят не был, поскольку западные международные институты не принимали участия в его подготовке. «Новый законопроект готовился киргизскими специалистами. Это довольно редкий пример составления законов такого уровня», – сказал «НГ» директор Центра экспертных инициатив «Он Ордо» Игорь Шестаков. Он подчеркнул, что разработка этого закона основана на опыте других стран – стратегических партнеров Киргизии – России и Белоруссии. Киргизские разработчики переняли самые передовые практики, которые соответствуют в первую очередь национальным интересам Киргизии, а также всем международным нормам и правам. «В этой связи первый законопроект по биобезопасности Киргизии должен стать тем инструментом, который создаст надежные правовые механизмы по защите здоровья граждан от возрастающих угроз в этой сфере», – сказал Шестаков. По его словам, в экспертном сообществе СНГ бытует мнение, что американские лаборатории необходимо рассматривать с точки зрения инструмента политического влияния на страны ЕАЭС и ОДКБ, учитывая, что Пентагон – это не благотворительная организация, финансирующая научные исследования, а прежде всего военное ведомство США, которое имеет свои стратегические цели и задачи. Вопрос в том, насколько эти цели совпадают с интересами стран Центральной Азии.
Эксперты надеются, что законопроект по биобезопасности пройдет все законодательные процедуры и будет принят. И с ним не произойдет того, что произошло с законом об иноагентах: депутатов вынуждают отзывать свои подписи, поставленные под соответствующим законопроектом.