Судно с украинским зерном прошло по коридору в Черном море. Фото Reuters
В среду глава Одесской военной администрации Олег Кипер сообщил о новых ударах российских беспилотников по портовой инфраструктуре. И в то же время министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков заявил, что по открытому Киевом временному морскому коридору прошло первое судно, контейнеровоз Joseph Schulte. Эксперты назвали данную информацию вбросом украинской стороны, призванным продемонстрировать позитив в условиях продолжающегося уничтожения ее крупных военных объектов.
В ночь на среду большие группы российских ударных беспилотников дважды атаковали регион, сообщил глава Одесской военной администрации Олег Кипер. По его словам, процитированным киевскими СМИ, основной целью ударов стала портовая и зерновая инфраструктура на юге области.
В результате попаданий по одному из портов на Дунае пострадали складские помещения и зернохранилища. Возникшие пожары были оперативно ликвидированы сотрудниками Госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям, уточнил Кипер.
На таком фоне неожиданным выглядело сообщение министра инфраструктуры Украины Александра Кубракова о том, что первое судно воспользовалось временным коридором для торговых судов в/из портов Большой Одессы. «Контейнеровоз Joseph Schulte вышел из порта Одессы и движется по установленному для гражданских судов временному коридору в/из черноморских морских портов Украины», – написал Кубраков на своей странице в соцсети. По его словам, контейнеровоз находился в одесском порту с 23 февраля прошлого года и оказался первым судном, покинувшим его с 16 июля. Также уточнялось, что на борту контейнеровоза, взявшего курс на Босфор, находилось более 30 тыс. т груза, включая продовольствие.
Следует отметить, что с 17 июля представители РФ объявили о приостановке Черноморской зерновой инициативы (чаще именуемой зерновой сделкой и запущенной летом прошлого года при посредничестве ООН и Турции), поскольку часть предусмотренных в ее рамках обязательств по вывозу также российской сельхозпродукции и удобрений так и не была выполнена.
В ответ в Киеве объявили, согласно навигационному поручению Военно-морских сил Вооруженных сил Украины (ВМС ВСУ), о начале действия временных маршрутов для движения гражданских судов в/из украинских черноморских портов. Как извещалось, в первую очередь их предполагалось использовать для эвакуации судов, находившихся в украинских портах на момент начала специальной военной операции РФ 24 февраля 2022 года. Также украинские СМИ информировали, что украинская сторона в своем обращении в Международную морскую организацию представила указанные маршруты, связывающие с украинскими портами Одессой, Черноморском и Южным. 12 августа в Киеве уведомили об открытии регистрации торговых судов, готовых идти данными маршрутами «под наблюдением ВСУ». При этом представитель украинских ВМС Дмитрий Плетенчук признал, что гарантировать полную безопасность прохода судов по временным коридорам в Черном море на сегодня невозможно.
На днях в Минобороны России сообщили о принудительном досмотре турецкого сухогруза «Сукру Окан». Причем представители Киева сначала опровергли эту информацию, но затем осудили действия российских военных, «грубо нарушивших международное законодательство», в специальном заявлении МИД. Хотя после досмотра, по сведениям Минобороны РФ, упомянутый сухогруз спокойно продолжил свой путь в Измаил. И, следовательно, избежал участи легендарного корабля-призрака «Летучий голландец», навсегда лишенного возможности пристать к берегу. Правда, теперь в роли «Летучего голландца» может выступить контейнеровоз Joseph Schulte, который с десятками тонн продовольствия, хранившегося на борту более года, отправился по некоему временному коридору под наблюдением украинских ВМС.
Видимо, вся эта история является намеренным вбросом украинской стороны, предположил в комментарии для «НГ» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. После приостановки зерновой сделки, напомнил он, Черноморский флот России заблокировал бесконтрольный проход судов. В связи с чем его представителям пришлось произвести ряд принудительных досмотров, продемонстрировав затем соответствующую видеосъемку. Представители Украины пытаются изобразить позитив с организацией временного коридора. Очевидно, этому способствуют и их турецкие коллеги. В частности, турецкие СМИ стремятся убедить общественность в том, что уже достигнута договоренность о встрече президентов России и Турции, на которой будет решен зерновой вопрос. Хотя реальных подвижек и тут пока нет, констатировал аналитик.
Напомним, в понедельник газета Milliyet известила, что визит российского лидера в Турцию может состояться уже в ближайшие дни. А в среду со ссылкой на источники тамошние журналисты вновь известили об ожидаемой встрече в верхах 31 августа. Попутно указывалось, что активизация дипломатических усилий направлена на возобновление зерновой сделки. В связи с чем ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев ранее заметил «НГ», что даже если встреча российского и турецкого лидеров состоится, на сегодня реальных оснований для пересмотра Москвой решения о приостановке упомянутой сделки не имеется, поскольку предусмотренные ею обязательства перед РФ по-прежнему остаются невыполненными.
Симптоматично, что именно в это время глава Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Малюк рассказал CNN, что под руководством его ведомства была осуществлена разработка морских дронов с их последующими атаками по Крымскому мосту, а также российскому десантному кораблю «Оленегорский горняк» и танкеру SIG. Причем в разработке и изготовлении беспилотников коллективу СБУ также помогали гражданские инженеры и айтишники.
Очевидно, в Киеве, допустил Алексей Леонков, хотели бы перебить информационный негатив, связанный с атаками РФ по тамошним военным объектам.