На границе Молдавии с Румынией зерновозы стоят в очереди по два-три дня. Фото с сайта www.moldova.europalibera.org
Румыния намерена удвоить транзит украинского зерна по своей территории. Увеличится и экспортный поток пшеницы и кукурузы, идущий через Молдавию из Украины в румынские порты и далее – в ЕС. Молдавский эксперт по международной торговле Юрий Рижа сообщил, что ежедневно по территории республики проходит около 1000 грузовиков, 80% которых загружены украинским зерном. На молдавско-румынской границе выстроилась очередь большегрузных автомобилей.
Ежедневно через Молдавию проезжает около 1000 грузовиков, 80% загружены украинским зерном, заявил эксперт по международной торговле Юрий Рижа на «Радио Молдова». По его словам, опять возникла проблема упорядочения транзитного потока на границе с Румынией, поскольку грузовики простаивают на КПП по три-четыре дня.
«По этой причине каждый день водителя стоит дороже, это приводит к увеличению цены», – отметил Юрий Рижа.
Между тем Румыния заявила о намерении удвоить транзит украинского зерна по своей территории. Об этом сообщил министр транспорта Сорин Гриндяну по итогам встречи в румынском городе Галаце с представителями Украины, Молдавии, ЕС и США, прошедшей на днях. «Мы хотим удвоить объем транзита (украинского зерна) с 2 млн т до по крайней мере 4 млн т», – сказал он.
По словам румынского министра, количество капитанов судов, доставляющих сельскохозяйственную продукцию из Украины по каналу Сулина, будет увеличено до 60 к концу августа. После октября навигация по каналу будет осуществляться круглосуточно, сказал он. Кроме Галаца и Брэилы планируется использовать другие румынские порты вверх по течению Дуная.
Во встрече в Галаце приняли участие украинский вице-премьер Александр Кубраков, министр сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ Владимир Боля, директор в департаменте мобильности и транспорта Европейской комиссии Магда Копчинска и глава управления по координации санкций Госдепартамента США Джим О’Брайен. При обсуждении зернового транзита О’Брайен отметил важность альтернативных коридоров, которые позволили значительно увеличить вывоз зерновых из Украины. Копчинска назвала маршрут по Дунаю «самым эффективным» из таких коридоров.
Напомним, 17 июля Россия вышла из зернового соглашения, позволявшего Украине экспортировать свою сельскохозяйственную продукцию через порты Черного моря. После выхода РФ из зерновой сделки ряд европейских стран, а также Молдавия предложили транспортировать пшеницу и кукурузу по суше.
Между тем в Галаце обсуждались не только поставки украинского зерна, но и экспорт молдавского.
Заместитель премьер-министра, министр сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ Владимир Боля заявил, что инвестиции в инфраструктуру – настоятельная необходимость Молдавии, чтобы удовлетворить потребности молдавских фермеров, а также решить вопросы, связанные с зерновым транзитом, учитывая, что сейчас именно Республика Молдова обеспечивает поставки из Украины в Евросоюз.
По словам вице-премьера, «интерес Республики Молдова заключается в увеличении транспортных мощностей по железной дороге и по воде». «Проблема в том, что у нас некачественная железнодорожная и водная инфраструктура, что снижает возможности перевозки сельхозпродукции. Чтобы обеспечить более быструю связь товаров с ЕС, необходимо увеличить инвестиции. Важно, чтобы Республика Молдова была включена в процессы принятия решений и новые логистические маршруты. Это потребует дополнительных средств и усилий, но только благодаря сотрудничеству мы сможем развивать устойчивые проекты на региональном уровне и обеспечивать взаимосвязь с европейской инфраструктурой», – сказал Боля. Он также отметил, что в инвестициях нуждается и молдавская таможня, которую сегодня грузы проходят медленно. Бухарест поддержал Молдавию в ее просьбах об инвестициях. Официальный представитель Румынии должен прибыть в связи с этим в Кишинев в ближайшее время. Евросоюз одобрил намерения Кишинева и Бухареста.