На фото Еркин Тукумов. Фото пресс-службы КИСИ
На минувшей неделе в столице Казахстана Астане прошёл первый Центрально-Азиатский форум по безопасности и сотрудничеству «Азия в меняющемся мире: повестка для будущего», организованный совместными усилиями Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) и Министерства иностранных дел.
Ведущие эксперты, политики и дипломаты из 25 стран и ряда авторитетных международных организаций обсуждали вопросы расширения регионального сотрудничества, обменивались информацией и идеями о трансформации миропорядка, а также поиск новых решений для наиболее серьёзных проблем безопасности Азии.
На полях форума работали представители средств массовой информации – корреспонденты и редакторы крупных печатных и электронных изданий из Бельгии, КНР, Саудовской Аравии, России, Сингапура, Турции, Узбекистана и России, которые прибыли для освещения форума. В их числе был и корреспондент «Независимой газеты», которому удалось побеседовать с директором Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) Еркиным Тукумовым.
– Еркин Валитханович, Ваш институт выступил инициатором проведения этого масштабного форума. Как и почему родилась идея его проведения?
– Казахстан и Астана, в частности, уже давно являются интеллектуальной столицей Центральной Азии. Но это – не данность, которую у нас никто не отнимет, ведь столицы других государств также стараются проводить различные форумы, синергетический эффект от которых огромный. Потому что, чем лучше подготовлены аналитические документы для глав государств, тем вернее и эффективнее будет внешняя и внутренняя политика. Это очевидно.
Поэтому, когда наш институт предложил провести этот форум, мы нашли понимание на самом верху – инициативу поддержал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Мы ещё раз заявили о том, что ведущий аналитический центр государства должен иметь подобную постоянную площадку. Мы назвали её «Центральноазиатский форум по безопасности и сотрудничеству».
Сегодня в мире происходят сложные геополитические сдвиги. В условиях растущей глобализации параллельно укрепляются новые форматы регионализации. Это создает повышенную конкуренцию за установление новых правил и механизмов международных отношений, включая архитектуру безопасности. В этом контексте Азия становится ключевым центром политических и геоэкономических процессов. Именно поэтому темой форума по безопасности и сотрудничеству стала Азия в меняющемся мире: повестка для будущего.
Мы не претендуем ни на мюнхенский форум, ни на другие. Конечно, мы стараемся брать лучшие практики, но это будет именно астанинский диалог. Это наша площадка, где мы будем общаться и искать пути решения различных вызовов. Но при этом мы не будем копировать ни Мюнхенский форум, ни Примаковские чтения. Сегодня мы сильно сблизились с российским ИМЭМО, нашли понимание между ведущими аналитическими центрами России и Казахстана. Это же ещё и человеческий фактор. То есть наша дружба между руководством институтов серьёзно сказывается не только на работе международного форума, но, надеюсь, и на каком-то общественном уровне.
Форум призван стать частью глобальной экосистемы наиболее авторитетных ежегодных площадок. Он уже продемонстрировал новые форматы диалога и взаимодействия видных мыслителей и политологов из ведущих научно-исследовательских центров мира. В ходе работы мы обсуждали такие темы, как «Глобальная безопасность Азии, перспективы будущего», «Новая континентальная взаимосвязанность Евразии: срединный коридор и диалог интеграций», «Глобальная конкуренция за инновации и «мозги»: новые технологии, искусственный интеллект и человеческий капитал» и многие другие.
– Этот форум – первый. Будет какая-то периодичность проведения?
– Мы думаем над этим. Он будет периодичным однозначно. Раз в год, раз в два года, потому что надо встречаться регулярно. Подумаем и о времени проведения. В этом году выбрали июль, он очень благоприятный для того, чтобы собраться в Астане. Лето у нас короткое.
Азия возвращается
– Роль Азии в мире растёт. И растёт роль Казахстана в Центральной Азии. Азиатское направление в мире становится приоритетным?
– Долгое время был евроцентричный взгляд на все процессы и вещи в мире. Это понятно: тот, кто производит технологии и самые лучшие товары, всегда диктует нормы поведения. Слово «европейский» однозначно означало качество, некую принадлежность к аристократизму и так далее. Наоборот дело обстояло с Азией.
Азия, азиатский, даже говорили «азиатчина» с каким-то негативным оттенком. Но если взглянуть на более широкую перспективу, скажем, 2000 лет, то в основном в эти две тысячи лет правила Азия. Это и Китай, китайская цивилизация, это и индийская цивилизация. В Центральной Азии были лучшие математики, астрономы, медицина и многое другое. Всё циклично и возвращается.
Сейчас время Азии опять возвращается в эпицентр, потому что 60 процентов людей живёт в Азии, самые большие города – это азиатские, две трети мирового роста экономики – это азиатская экономика. Если, условно говоря, Китай чихнёт, то многие страны начинают болеть. Поэтому все экономисты мира смотрят, как меняется экономика Китая. Небольшие флуктуации дают серьёзные изменения по всему миру. Ковидные рестрикции в Китае сильно тормозили экономическое развитие всего мира. Как только они были сняты, начался рост экономик. Тот же разрыв логистических цепочек, который начался в Китае, привёл к серьёзным инфляционным последствиям по всему миру. Пострадал весь мир.
Это я сказал только про Китай. А Индия? Сегодня она возрождается. У нас на форуме были очень серьёзные индийские эксперты.
Как мы можем не смотреть на самые быстро развивающиеся экономики мира, которые уже уверенно начинают диктовать многие вещи?! Я уже не говорю про юго-восточные азиатские страны, которые уже диктуют технологические тренды – это и Южная Корея, и Япония, и Сингапур, и Малайзия, и Индонезия. Если разбираться в деталях, то они уже серьёзно диктуют технологическое развитие мира.
Что касается роли Казахстана в Центральной Азии и в целом Казахстана в Азии, я без преувеличения скажу, и мы это обсуждали в ходе прошедшего форума, что роль средних держав будет увеличиваться. Мировой диалог строится не только на диалоге или конфронтации больших держав, но и на выстраивании диалога со средними державами. Средние страны заняли или занимают своё адекватное место для того, чтобы влиять на мировые процессы. То есть, уже нельзя игнорировать или недооценивать силу и мощь средних стран.
Я считаю, что наша инициатива по азиатской безопасности – СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. – Прим. авт.) – это зонтик безопасности для всей Азии, платформа безопасности, и это – казахстанская инициатива. Сейчас СВМДА будет трансформироваться в институт. Мы продвигаем эту идею. Но мы также сотрудничаем в рамках ШОС, в рамках Организации тюркских государств, других организаций, которые регулируют или же создают основу для безопасности по всей Азии. Казахстан как страна, которая начала после трагических январских событий 2022-го года серьёзные политические реформы, сейчас должна провести прорывные экономические реформы. Я считаю, что азиатское направление будет для нас приоритетным, потому что большие проекты, технологии, инвестиции, транспорт, производство, транзит – это сегодня именно азиатское направление.
Президент Токаев выдвинул уже целый ряд реформаторских инициатив. Недавно, принимая председательство Казахстана в ШОС, он сказал о том, что за всё время существования организации не было осуществлено ни одного проекта, и это – тоже звонок для того, чтобы предлагать ни какие-то нереализуемые проекты, а переходить к конкретным, которые будут реализовываться. Их нужно продумывать. Не надо гоняться за пустословием, нужно переходить к конкретике.
– Как была представлена Россия на форуме, и в каком векторе сегодня развиваются российско-казахстанские взаимоотношения?
– Я считаю, что российская делегация была одной из наиболее представительных на форуме. К моему большому удовлетворению, приехал мой друг – Александр Александрович Дынкин, академик, президент ИМЭМО. Один из лучших экономистов России, человек очень прогрессивных взглядов. Приехал президент Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Георгиевич Быстрицкий, коллеги из Высшей школы экономики. Я очень рад такому российскому представительству, оно очень значимо. Мы побеседовали, обсудили новые аспекты по продолжению нашего российско-казахстанского экспертного форума, первое заседание которого мы провели в июне. Такие встречи очень полезны. От слов мы переходим к делам. Это и вопросы выстраивания экономического сотрудничества, вопросы в информационной сфере, особенно, что касается противодействия различным фейкам, которые засылаются с разных сторон и мешают нашему развитию.
Конкретное сотрудничество
– Сегодня за рубежом целые институты работают на вбросы дезинформации, чтобы поссорить Россию с Казахстаном и Казахстан с Россией. Подогревают как с одной стороны, так и с другой. Подобные вбросы есть и Казахстане, и в России. Как противостоять этому? И как на самом деле развиваются отношения России и Казахстана не на уровне президентов и глав кабинетов министров, которые регулярно встречаются несколько раз в год, а на уровне регионов, народов?
– Хороший вопрос. Наверное, уже набило оскомину, что все апеллируют к нашей общей границе – семь с половиной тысяч километров. При этом сильно не погружаются в детали. А ведь это же граница не только между странами, а между регионами, которые сотрудничают на земле, работают с конкретными проектами.
Я больше года проработал в Казани генеральным консулом и у меня было практически 14 областей, от Екатеринбурга до Нижнего Новгорода. Я приезжал и в Чебоксары, и в Мари-Эл, и в Ульяновскую область, другие регионы. И всюду я поражался богатству российских регионов в плане культурной составляющей. Экономически все они различаются, но культурно Россия – это одна из самых богатых в мировом контексте стран. Потому что когда приезжаешь в регион, ты как будто приезжаешь в другую страну. Допустим, я приехал в Мари-Эл, а потом в Чебоксары, и везде – позитивная повестка с Казахстаном. То есть никогда у меня не было каких-то споров, каких-то нерешаемых вопросов. Наоборот, я видел, что регионы насыщены конкретикой, практической повесткой. Они живут и работают вместе.
В Мари-Эл проводился ежегодный конкурс русских драматических театров Казахстана и России. Участники показывали, какие формы используют для новых представлений, инверсионные постановки, показывали «Плаху» Чингиза Айтматова. В Пензе было хорошее производство наших канцелярских товаров, в Ульяновке мне показывали перспективные разработки по солнечным батареям, новые подходы к диагностике заболеваний. В региональном сотрудничестве везде есть конкретика.
То есть не просто «ура-ура», а конкретное сотрудничество с регионами. Обмен студентами, туристами. Был рейс Астана-Казань, он, несомненно, помогал развитию регулярного туризма. Много людей прилетало из Астаны в Казань посмотреть город и наоборот. Сейчас есть рейс из Астаны в Уфу. Подобное сотрудничество надо развивать. Часто людям не хватает информации, чем мы живём, дышим. Отсюда все проблемы – от незнания. Когда люди больше будут знать конкретики, меньше будет негатива, разных фейков.
Скажу откровенно: никакие негативные блогеры не разрушат отношения двух наших стран, потому что они фундаментально прочные. Но порой эти блогеры мешают нам работать. Потому что и в России, и в Казахстане общество меняется. Всё больше становится людей, которые родились после распада Советского Союза. Они по-другому думают, по-другому мыслят. И все вбросы негативной информации они воспринимают на свой счёт. Я считаю, что людей, которые провоцируют негатив между двумя странами, нужно привлекать к ответственности. То есть все разговоры о территориальной целостности, о разжигании межнациональной розни, о каких-то фейках, в том числе и персональных, должны наказываться. С этим надо бороться.
– Каковы практические результаты форума?
– Принципиально внешняя политика Казахстана не меняется. Она направлена на сбалансированное развитие нашей страны, территориальную целостность, безопасность. Приоритет – наши соседи. Это – Российская Федерация, Китай, Центральная Азия, через море – Азербайджан, с Ираном мы должны теснее работать. Но это не значит, что Казахстан должен замыкаться на каком-то периметре. Мы и с другими странами должны развивать партнёрские отношения. То есть концептуально наша внешняя политика не меняется, но она должна адаптироваться, потому что мир меняется.
Концепция – это не догма. Она должна адаптироваться под практические задачи. Я считаю, что наш форум помог посмотреть и на другие взгляды. Нам надо видеть разные спектры для того, чтобы самим выработать видение реальной ситуации и свою политику. Это вопросы и безопасности, и торговли, и экономического развития региона. Итогом будет пакет рекомендаций, который мы напишем для Администрации президента.
комментарии(0)