В Степанакерте акция протеста продолжается нон-стоп. Фото с сайта www.armlur.am
В Брюсселе 20 июля главы МИД государств Евросоюза (ЕС) обсудили процесс урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В тот же день в Ереване возле офисов представительств ООН и ЕС прошла акция в поддержку Нагорного Карабаха. А премьер-министр Армении Никол Пашинян на заседании правительства признал безрезультатными переговоры в Брюсселе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым по вопросу деблокации Нагорного Карабаха. В самом Степанакерте продолжается бессрочная всенародная акция с требованием прекратить блокаду региона Азербайджаном.
На заседании правительства Никол Пашинян представил итоги последних переговоров в Брюсселе 15 июля с Ильхамом Алиевым и при посредничестве главы Евросоюза Шарля Мишеля. Он сообщил, что сам Мишель в итоговом заявлении подчеркнул необходимость деблокации Лачинского коридора и решения вопроса о гарантиях безопасности карабахских армян посредством диалога между Баку и Степанакертом. Однако встреча конкретных результатов в плане открытия Лачинского коридора и прекращения гуманитарного кризиса в Нагорном Карабахе ничего не дала. Одним из достижений брюссельских переговоров было подтверждение Арменией и Азербайджаном взаимной территориальной целостности, сообщил премьер.
«Делимитация границы должна происходить на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, и в ближайшее время мы должны уточнить картографическую основу работ по демаркации границы», – сказал Пашинян. Он заметил, что открытие региональных коммуникаций должно происходить на основе принципа суверенитета, юрисдикции и равноправия сторон. Что касается гуманитарных вопросов, то премьер-министр подчеркнул, что Азербайджан продолжает нарушать обещания, данные международным партнерам по этой теме: «Но мы должны неустанно продолжать работу по возвращению пленных и выяснению судеб пропавших без вести».
По словам Пашиняна, переговорный процесс с Азербайджаном должен проходить максимально интенсивно для поиска взаимоприемлемых решений. «Нашей задачей на данный момент является привлечение большего международного внимания к гуманитарному кризису, сложившемуся в Нагорном Карабахе, дипломатическими методами и путем максимально широкого и объективного представления в международной прессе и социальных сетях ситуации, сложившейся в Нагорном Карабахе», – отметил премьер-министр. Он считает, что в этот период еще более обострилась необходимость направления международной миссии по установлению фактов в Лачинский коридор и Нагорный Карабах: «В то же время формирование механизма международного диалога между Степанакертом и Баку является наиболее конструктивным сценарием выхода из ситуации, и в этом направлении должны быть приложены все усилия».
Словно услышав армянского премьера, желание участвовать в гражданской наблюдательной миссии ЕС в Армении изъявила Канада. В Ереване инициативу Оттавы восприняли с большим энтузиазмом.
Позиция Азербайджана в вопросе блокады и гуманитарного кризиса в Нагорном Карабахе предельно ясна: регион является частью Азербайджана, следовательно, все вопросы, связанные с ним, – внутреннее дело республики. Фактически признав осуществляемую блокаду, Баку предлагает обеспечить поставки продовольствия и других товаров, включая лекарства, по другой дороге – через Агдам, который находится под его контролем.
Эта инициатива, нашедшая позитивный отклик представителей ЕС, была отвергнута Степанакертом, который предложил Шарлю Мишелю и специальному представителю Европейского союза по Южному Кавказу Тойво Клаару быть честнее в вопросах, связанных с Арцахом (армянское название Нагорного Карабаха. – «НГ»): если кому-то можно бороться за независимость и надеяться на признание, то почему это недопустимо для Нагорного Карабаха? Если кого-то смущает возможность появления второго армянского государства, то надо вспомнить о десятке арабских государств или Турции и Турецкой Кипрской Республике и т.д. На конкретное же предложение Баку о поставках через Агдам карабахцы ответили перекрытием этой трассы бетонными плитами.
Сегодня можно говорить о том, что ситуация в Нагорном Карабахе внешне вернулась к той, что была более 30 лет назад. Но с существенными отличиями. Если тогда была слаба и раздроблена политическая элита Азербайджана, то теперь это наблюдается в Армении, руководство которой фактически отказалось от политической поддержки Нагорного Карабаха. А в Азербайджане при слабости оппозиции монолитность власти Алиева не вызывает никаких сомнений. Особенно после успешной военной кампании в Нагорном Карабахе. Еще и при абсолютной поддержке Турции. О таком единодушном союзнике армянам остается только мечтать – Россия не хочет портить и так несколько ухудшившиеся отношения с Баку. А главное – основное ее внимание сконцентрировано на Украине.
Крайне важен экономический фактор. Если в конце 80-х – начале 90-х годов, когда карабахский конфликт достиг своего пика, и Азербайджан, и Армения находились примерно на одном уровне, то сегодня Азербайджан представляется куда более мощным государством. С учетом этого Нагорному Карабаху в продолжении борьбы за независимость можно рассчитывать только на себя. 125-тысячное население самопровозглашенной республики едино в своей цели. К акции в Степанакерте присоединился президент Араик Аратюнян и другие политики. Их решение вызвало непонимание в Ереване.