На украинских АЗС пока нет перебоев в поставках топлива. Фото Reuters
После фактического повышения акцизов и НДС на топливо (с 7 до 20%) с 1 июля цены на горючее на украинских АЗС ожидаемо начали расти. Что в сочетании с также предпринятым повышением коммунальных тарифов может негативно сказаться на общей инфляции. В результате вместо прогнозируемого властями ее замедления на сегодня более вероятным представляется новый инфляционный скачок, предупредили эксперты.
Украинские власти начали усиливать экономическое давление на население. В этом смысле показательным оказалось утвержденное Верховной радой Украины решение о возвращении с 1 июля к «мирному» 20-процентному уровню НДС на топливо, который с марта 2022 года в связи с начатой 24 февраля специальной военной операции РФ был снижен до 7%. Кроме того, начали действовать прежние ставки акцизов: на бензин – 213,5 евро за тонну, на дизельное топливо – 139,5 евро за тонну, на автогаз – 52 евро за тонну.
По оценкам экспертов, налоговая составляющая, в частности, в стоимости бензина увеличилась на 11 грн/л (из них примерно 3,5 грн. приходилось на акциз, а остальное на НД), а в дизтопливе – приблизительно на 7,5 грн/л (около 1,3 грн/л – это акциз). За первую неделю действия «новых старых» налогов бензин А-95 в рознице уже подорожал в среднем на 3,01 грн. за литр, до 47,90 грн., цены на дизтопливо повысились на 3,45 грн., до 46,86 грн., и на сжиженный газ выросли на 1,47 грн., до 23,39 грн. При этом крупные сети вроде ОККО и WOG подняли цену на дизтопливо до 49,99 грн. за литр, а на бензин – выше 50 грн. за литр.
На таком фоне, предположили в агентстве УНИАН (украинское издание, доступ к которому ограничен Роскомнадзором), цена полного бака способна подскочить до 3 тыс. грн. При этом основатель группы «Прайм» Дмитрий Леушкин сообщил агентству, что в результате возвращения с 1 июля довоенных налогов на топливо крупные сети АЗС, так называемые маркет-мейкеры, в ближайшие дни снова увеличат цены – еще на пару гривен. В целом за июль цены на топливо в крупных сетях АЗС могут вырасти до 55 грн. за литр бензина и до 52 грн. за литр дизельного топлива. Хотя на заправках эконом-сегмента не превысят порог в 50 грн/л. Там дизельное топливо будет стоить 47–48 грн/л и бензин – 48–49,5 грн/л, уточнил эксперт. По его мнению, цены стабилизируются к концу июля и уже в августе не будет значительных колебаний. Это обусловлено также стремлением сетей АЗС придержать ценовой взлет, способный отпугнуть клиентов.
Правда, украинский эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук сообщил журналистам, что вследствие возвращения к прежним уровням налогообложения цены на дизтопливо подскочат до 50–52 грн/л, на бензин до 56–57 грн/л, а через месяц его стоимость может возрасти до 58 грн.
В то же время и расчеты украинских властей на то, что благодаря нововведению увеличится приток поступлений в бюджет, необходимый с точки зрения предполагаемого увеличения расходов, не обязательно могут оправдаться. Поскольку у бизнесменов может возникнуть желание уйти от повышенных налогов в тень. По оценкам экспертов, и в былые мирные времена госбюджет ежегодно недополучал около 5 млрд грн. только из-за неуплаты акциза маленькими нефтеперерабатывающими заводами, а из-за злоупотреблений по части НДС терял еще до 25 млрд грн. На сегодня уже есть сигналы от трейдеров о поступающих предложениях от мастеров серых схем, в частности о формировании фиктивных обязательств по НДС, рассказал СМИ руководитель консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Наряду с прочим в дальнейшем на ценовую динамику может повлиять и повышение спроса в сезон сбора урожая, а также общий рост мировых цен на нефть, предупредили эксперты. К примеру, по прогнозу старшего аналитика Freedom Finance Global Сергея Пигарева, при известных попытках США сбалансировать глобальный нефтяной рынок уже во второй половине лета здесь можно ожидать роста цен. Он возможен из-за сокращения добычи и экспорта со стороны Саудовской Аравии и России и перехода Минэнерго США от продажи сырья из стратегических резервов к их пополнению, уточнил Пигарев.
Впрочем, заметил «НГ» руководитель аналитического отдела ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев, как показывает практика, на пространстве СНГ динамика мировых цен на нефть не особенно влияет на стоимость горючего. Причем если пока ситуация с поставками топлива на украинские АЗС стабильна, то в дальнейшем вновь не исключены перебои. Вместе с тем, как учит классическая экономическая наука, с повышением цен на топливо резко подскакивает и инфляция. «В том, что в Киеве могут управлять инфляцией при дотационной экономике, сомневаться не приходиться. Но с учетом также искусственно поддерживаемой стабильности украинской валюты, которую некоторые зарубежные эксперты сегодня считают даже более проблематичной в сравнении с турецкой лирой, впоследствии возможен резкий инфляционный скачок», – оговорил Тимофеев.
Напомним, после прошлогоднего взлета инфляции под 30% Нацбанк Украины рассчитывал на замедление роста ее показателей. В конце апреля в НБУ спрогнозировали, что в текущем году инфляция может замедлиться до 14,8%. А в конце июня регулятор отметил, что инфляционная динамика улучшается даже несколько быстрее прогнозов, ходя предупредил о сохраняющихся рисках. И похоже, дополнительные риски вознамерилось обеспечить само украинское правительство. По его решению с 1 июня был повышен базовый тариф на электроэнергию для населения до 2,64 грн/кВт-ч: с прежнего уровня в 1,44 грн. за 1 кВт-ч при потреблении до 250 кВт-ч в месяц и 1,68 грн. за 1 кВт-ч – при потреблении более 250 кВт-ч. Также наблюдатели опасаются, что может быть принято и решение о повышении примерно на треть тарифов на воду, которые до сих пор тоже удерживали на довоенных уровнях.