Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк прогнозирует осложнение отношений Турции и РФ. Фото Reuters |
На фоне неоднозначных решений саммита НАТО в Вильнюсе, вследствие которых, по определению главы МИД Украины Дмитрия Кулебы, путь его страны в альянс хотя и стал короче, но не окажется быстрее, в Киеве вновь вернулись к истории с возвращением азовцев.
Напомним, в преддверии саммита НАТО президент Украины Владимир Зеленский предпринял серию зарубежных визитов. И, в частности, встретился с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, который также высказался в поддержку права украинского государства на вступление в Североатлантический альянс. И после этой встречи украинский лидер объявил, что возвращается в страну с пятью командирами нацбатальона «Азов» (запрещен в РФ и признан террористической организацией), которые находились в Турции с сентября 2022 года в результате обмена пленными и в соответствии с достигнутыми тогда договоренностями должны были оставаться там до завершения вооруженного противостояния.
И в среду, в завершающий день саммита в Вильнюсе, советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк вновь вспомнил эту историю. Как он заявил, освободив азовцев, Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил и собственную субъектность и субъектность Турции – в отсутствие таковой у Кремля и России. В же время Эрдоган показал, что у его страны есть свой интерес в Черноморском регионе и что Россия не будет доминировать в Черном море, поскольку с военной точки зрения РФ сегодня не способна представлять угрозу для государства НАТО, аргументировал Подоляк.
Примечательно, что его комментарий в киевских СМИ увязали с тезисом об обострении проблемы продления зерновой сделки, соглашение по запуску которой представители Украины и России при посредничестве ООН и Турции подписали 22 июля прошлого года. Причем в сопроводительной информации на эту тему также упоминалось заявление украинского военного эксперта Романа Свитана о том, что турецкий флот может разблокировать черноморские порты Украины и экспортный морской коридор без всяких сделок.
Следует отметить, что ситуация вокруг упомянутой сделки и в самом деле обострилась. В начале июля МИД РФ указал в своем сообщении, что руководство ООН хранит молчание по двум «неудобным» для организации сюжетам: безвозмездным поставкам российских минеральных удобрений беднейшим странам и подрыву аммиакопровода Тольятти–Одесса. Одновременно на Западе публично заявляют, что никаких послаблений в рамках антироссийских санкций, в том числе для поставок продовольствия и удобрений РФ, быть не может. В таких условиях «очевидно, что оснований для дальнейшего продолжения черноморской инициативы, истекающей 17 июля, нет», уточнили в ведомстве.
А днем ранее требования России обеспечить реализацию обязательств, касающихся экспорта сельхозпродукции и удобрений РФ, для чего, в частности, требовалось решение о предоставлении подсанкционному российскому Россельхозбанку доступа к платежной системе SWIFT, прокомментировала посол по особым поручениям МИД Украины Ольга Трофимцева. «С одной стороны, любые возможности для агроэкспорта – это хорошо. С другой, идти на уступки шантажисту – это побудить его к дальнейшему шантажу», – написала в своем Telegram-канале Трофимцева. При этом посол объявила шантажом вполне легитимные усилия Москвы по достижению выполнения также и тех обязательств в рамках Стамбульских договоренностей, что касались российской стороны наряду с успешной реализацией их украинской части.
Теперь же предпринятое турецкой стороной вопреки договоренностям освобождение командиров нацбатальона «Азов», за которое Анкару так стал нахваливать Подоляк, видимо, еще более осложнило и проблему продления сделки.
Понятно, похвалы президенту Турции Эрдогану со стороны украинских чиновников обусловлены тем, что он отпустил азовцев, а также заявил о праве Украины на вступление в НАТО, пояснил «НГ» ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев. И очевидно, предположил он, предпринятые турецким лидером шаги также стали следствием того, что зерновая сделка не будет продлена. Хотя в то время еще не исключалась вероятность какого-то пересмотра итогового решения, а теперь сложно представить, как в сложившихся условиях Россия сможет продлить названную сделку, оговорил Силаев. При этом, по его словам, и расчеты украинских представителей на то, что флот Турции поможет разблокировать морской коридор, выглядят несерьезными. Ведь если турецкий флот начнет атаковать любые объекты ВМФ и ВС РФ в Черном море или где бы то ни было, это будет означать войну между Россией и Турцией, между РФ и НАТО. Разумеется, в сегодняшнее непростое время многое оказывается допустимым. Но наряду с прочим Киеву необходимо осознать: подробный масштабный конфликт никак не поможет сохранению украинского экспорта. «Смысл зерновой сделки заключался в гарантировании торговых операций в рамках достигнутых договоренностей, и в том числе в предоставлении страховых гарантий. Но если кто-то атакует российские объекты в Черном море, то, конечно же, страховщики в такой момент не станут страховать торговые суда, выходящие из украинских портов», – констатировал ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.
Впрочем, в нынешней ситуации также могло сложиться впечатление, что после безуспешных попыток добиться более убедительных подвижек в приеме Украины в НАТО на саммите в Вильнюсе у кого-то из ее руководителей появилось желание оказаться в одном ряду со странами альянса в рамках большой войны. Правда, и надежды на то, что турецкий флот якобы станет разблокировать чьи-то зерновые коридоры, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Виктор Надеин-Раевский в комментарии для «НГ» назвал фантастическими.