Украинские девушки не хотят служить в армии, как в Израиле. Фото с сайта www.kyivcity.gov.ua
На фоне анонсированного Вашингтоном перед саммитом НАТО в Вильнюсе намерения разработать для Украины систему гарантий безопасности по израильской модели украинские социологи проверили готовность к ней местного населения. И выяснили, что лишь 2,8% респондентов согласны служить в армии три года, как в Израиле, и только 10,6% готовы проходить ежегодные резервистские сборы. Впрочем, сегодня, когда Вооруженные силы Украины (ВСУ) не побеждают на фронте, подобные изыскания вообще не выглядят актуальными. Сначала Киеву нужно завершить военный конфликт, а потом уже рассуждать о будущих моделях безопасности, подчеркнули эксперты.
Идею предоставления Украине поддержки по «израильской модели» аналитики сочли вариантом замещения реального членства в НАТО.
Накануне помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан рассказал журналистам, что может подразумевать данная модель, о которой ранее объявил хозяин Белого дома Джозеф Байден. В ее рамках странам Запада предстоит разработать многосторонние договоренности по предоставлению двусторонних обязательств в сфере безопасности. В частности, Соединенные Штаты намерены продолжить долгосрочную военную помощь с предоставлением разведданных и содействием в киберсфере, пояснил Салливан. Соответствующее взаимодействие сторон также намечалось обсудить в ходе запланированной встречи Джозефа Байдена с президентом Украины Владимиром Зеленским в Вильнюсе.
В то же время киевские СМИ задались вопросом о готовности украинского общества к упомянутой модели. В опубликованной во вторник в «Зеркале недели» (украинское издание, доступ к которому ограничен Роскомнадзором) статье отмечалось, что вместо членства в системе коллективной безопасности (либо твердых гарантий совместной обороны страны на двусторонней основе) сегодня партнеры Украины обещают принять ее в НАТО по завершении военных действий и достижении соответствия требованиям альянса. «А пока США навязывают Украине альтернативу» в виде «израильской модели», предусматривающей укрепление обороноспособности государства (в том числе и за счет внешней военной помощи) при формировании высокотехнологичной армии и постоянной ее готовности к самостоятельной защите, констатировал автор статьи Владимир Кравченко. И также напомнил, что в Израиле ввели обязательную службу для всех граждан. При этом в мирное время основу тамошней небольшой регулярной армии составляют солдаты срочной и кадровой службы. В военные же периоды ее возможно развернуть за счет резервистов, составляющих 72% Армии обороны Израиля, уточнил журналист. И далее изложил результаты соцопроса, проведенного в конце июня Центром Разумкова.
Результаты эти оказались обескураживающими. Так, введение в украинском государстве, по примеру израильского, всеобщей воинской обязанности и для мужчин, и для женщин поддержало около трети респондентов (32,3%) и почти каждый второй (48,4%) высказался против. Причем представители сильного пола, в отличие от представительниц слабого, оказались в большей мере готовыми поддержать такое нововведение (соответственно 37,4 и 28%). В случае же его принятия только 2,8% опрошенных изъявили согласие служить три года, как в Израиле, и 18,9% – два года. 26,6% указали, что срочная служба должна длиться год-полтора, а 19,3% предположили, что менее года. При этом почти половина респондентов (46,4%) заявили, что не готовы проходить периодические военные сборы резервистов сроком от 50 до 100 дней. Раз в год согласились проходить такие сборы 10,6% опрошенных, раз в три года – 13,2% и раз в пять лет – 11,9%. Несколько иная картина наблюдалась среди людей, выступивших за ведение боевых действий на территории России, в том числе при участии ВСУ. Таковых насчитывалось 16,4% от общего числа. Из них 43,9% выразили готовность проходить резервистские сборы, хотя 42,5% и тут заявили о несогласии.
Таким образом, в рамках соцопроса половина украинских граждан подтвердила, что не готова ни к всеобщей воинской обязанности, подобной существующей в Израиле, ни к длительной срочной службе, ни к участию в регулярных резервистских сборах, резюмировал автор статьи. Примечательно, что и опубликованное на днях в том же издании интервью с послом Израиля в Киеве Михаэлем Бродским попутно подтвердило также неготовность украинского истеблишмента к самостоятельной политике, в том числе в сфере безопасности. Поскольку оно содержало нескончаемый поток претензий Киева к Тель-Авиву: и из-за отказа поставлять Украине собственное вооружение, и недостаточной гуманитарной помощи, а также поддержки на международной арене, неприсоединения к антироссийским санкциям и т.п. В связи с чем у читателя неизбежно возникали сомнения в реализации заявленного послом ключевого тезиса, который был вынесен в заголовок: «Израиль уже десятки лет рассчитывает исключительно на себя, уверен, Украина придет к тому же».
Однако насколько вообще в нынешних украинских реалиях актуальны рассуждения об «израильской модели»?
Как ответил «НГ» президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, сейчас главная задача Украины заключается в том, чтобы выжить, а не обсуждать какие-то модели безопасности. «Пока же ВСУ проигрывают в военном конфликте с РФ. Причем проигрывают с таким треском, что уже в полный рост встает вопрос о дальнейшем существовании украинского государства – и перед ним самим, и перед Западом. Так что для Киева сначала нужно завершить боевые действия и победить в них, а потом уже обсуждать будущие модели безопасности», – определил Ищенко.
Между тем, как следовало из свежего отчета Генштаба ВСУ, ситуация на линии соприкосновения почти не изменилась. При этом военные РФ продолжали наступать на четырех направлениях (лиманском, бахмутском, авдеевском и марьинском), а на запорожском и херсонском направлениях они вели оборонительные действия, сообщили в украинском Генштабе. И заверили, что ВСУ отбили все атаки российской стороны и одновременно продолжили наступательную операцию на мелитопольском и бердянском направлениях, где закрепились на достигнутых рубежах. Правда, сама расплывчатость подобных формулировок последнего времени – о «достигнутых кое-где успехах», без указания взятых под контроль конкретных пунктов тоже не прибавляла убедительности сообщениям из Киева о продвижениях ВСУ в рамках начатого более месяца назад контрнаступления. Тогда как российские аналитики на сегодня и вовсе признали его провальным, несмотря на всю помощь и содействие НАТО.