Дмитрий Кулеба ожидает от саммита хороших решений для Украины. Фото Reuters
Накануне саммита НАТО в Вильнюсе министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сообщил, что союзники достигли консенсуса относительно отказа от Плана действий по членству (ПДЧ) для украинской стороны. Киев настаивал на утверждении для него особого пути в организацию – с учетом заслуг в военном конфликте с РФ. Хотя в отсутствие значимых успехов в контрнаступлении ВСУ и сам саммит НАТО, в котором активно поддерживали Украину, заведомо оказался провальным, отметили эксперты. В этих условиях лидеры альянса тоже заинтересованы в том, чтобы выработать на саммите красивое, пусть и ни к чему не обязывающее решение по Украине.
Союзники по НАТО достигли консенсуса в вопросе отказа от ПДЧ для украинского государства на пути в Североатлантический альянс, написал в понедельник в Twitter глава МИД Украины Дмитрий Кулеба. «Я приветствую это долгожданное решение, которое сокращает наш путь в НАТО. Это также самый лучший момент, чтобы прояснить приглашение Украине стать членом», – указал Кулеба. Ранее его британский коллега Джеймс Клеверли допустил, что Украина может вступить в НАТО по примеру Швеции и Финляндии, то есть без ПДЧ. Хотя и было понятно, что украинское государство явно не дотягивает до уровня финского и шведского.
В связи с этим, видимо, также предполагалось учесть заслуги Украины в военном конфликте с Россией. Однако в стартовавшем с 4 июня контрнаступлении ВСУ пока не добились значимых успехов. В этом убеждали и путаные последние заявления представителя Генштаба ВСУ Андрея Ковалева о том, например, что украинские военные за последнюю неделю продвинулись на 1 км на южном направлении, а в целом за период «контрнаступа» прошли вперед почти на 9 км и взяли под контроль до 169 кв. км, то есть территорию, сопоставимую с половиной Одессы (хотя площадь этого города, по украинским источникам, составляет 162 кв. км).
На таком фоне в преддверии саммита президент Украины Владимир Зеленский предпринял визиты в Софию, Прагу, Братиславу и Стамбул, где постарался заручиться поддержкой в вопросе продвижения в НАТО. После чего в Луцке он встретился с президентом Польши Анджеем Дудой, с которым договорился «действовать вместе, чтобы получить наилучший результат для Украины». И хотя президент Болгарии Румен Радев отказался предоставить Украине вооружение, сославшись на то, что это ведет к эскалации конфликта, на встрече с болгарским премьер-министром Николаем Денковым Зеленский подписал совместную декларацию по евро-атлантической интеграции Украины, публично поддержанную и Софией. А после встречи с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом украинский лидер объявил, что возвращается в страну с пятью командирами нацбатальона «Азов» (запрещен в РФ и признан террористической организацией), которые находились в Турции с сентября 2022 года в результате обмена пленными и в соответствии с достигнутыми тогда договоренностями должны были оставаться там до завершения вооруженного противостояния. Еще одним подарком, видимо, было призвано стать объявленное на днях президентом США Джозефом Байденом решение о поставке Украине запрещенных кассетных боеприпасов.
Впрочем, предварительные презенты в преддверии саммита наряду с прочим были способны и усилить беспокойство Киева относительно вероятности принятия в Вильнюсе искомых особых решений. При этом озвученные ранее генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом предполагаемые решения по трем направлениям, подразумевавшим повышение уровня политического сотрудничества путем создания Совета Украина–НАТО, утверждение многолетней программы поддержки, а также подтверждение перспектив для украинского государства стать членом альянса при оказании ему помощи на этом пути, уже не устраивали киевские власти.
Общую озабоченность накануне выразила в интервью «Европейской правде» и вице-премьер-министр Ольга Стефанишина. Как она указала, если на саммите НАТО в Вильнюсе Украина не получит приглашение присоединиться к альянсу, Киеву однозначно придется пересмотреть стратегию, в том числе в отношении гарантий собственной безопасности. Хотя членство в НАТО стало бы для Украины «самой дешевой гарантией безопасности», уточнила вице-премьер. И не смогла сдержать досады по данному поводу: «Это для нас настолько очевидные факты, что особое раздражение вызывают дискуссии, которые поднимают какие-то абсолютно бестолковые аргументы по поводу России».
В свою очередь, киевский политолог, преподаватель КНУ им. Тараса Шевченко Петр Олещук в статье под красноречивым названием «Время пришло: членство в НАТО как фактор недопущения дальнейшей эскалации», опубликованной в понедельник, назвал очень вредной риторику о том, что «сейчас Украина не готова» и что к проблеме ее членства в НАТО нужно вернуться по окончании военного конфликта. Однако в вопросе готовности украинской стороны к достижению консенсуса среди ее партнеров не удастся добиться подвижек, пока ключевое решение на этот счет не примет ведущее государство альянса – США. В противном случае и далее продолжится бег по замкнутому кругу, предупредил Олещук. И в заключение констатировал, что членство в НАТО будет «когда-то», а пока на украинской территории продолжатся боевые действия.
По сути, заметил «НГ» ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Олег Неменский, саммит НАТО собирается в условиях проваленного контрнаступления ВСУ, которое также сопровождалось уничтожением российскими военными значительной части поставленной Западом военной техники. Причем там явно не рассчитывали на подобную ситуацию. В этих обстоятельствах представители НАТО тем более заинтересованы в том, чтобы и их саммит не стал провальным и были достигнуты какие-то подвижки в той же украинской повестке. В связи с чем для них важно представить некое красивое, хотя и ни к чему особо не обязывающее решение. И для Киева также очень важно получить некое обещание по вступлению Украины в НАТО, которое можно было бы трактовать как успех для собственного населения и самое главное – для своих военных. С тем чтобы убедить, мол, они не зря воевали и вскоре Украина вступит в альянс. Поэтому сейчас и ведутся активные поиски подходящей формулы. Как известно, План действий по членству предусматривает схему выполнения домашних заданий и перечень ряда серьезных требований, которым Украина сегодня не может соответствовать. И не исключено, что вместо ПДЧ, скажем, придумают какую-то новую программу, призванную приблизить Украину к НАТО. «Хотя могут и просто заявить: не дадим план действия по членству – вы вступите и без него. Хотя эта красивая формулировка лишь будет прикрывать отказ в предоставлении ПДЧ. Очевидно, что обе стороны понимают подоплеку и ценность подобных решений, но им надо как-то красиво выкрутиться», – резюмировал Неменский.