Глава украинского «Энергоатома» Петр Котин опасается неожиданностей в ситуации вокруг Запорожской АЭС. Фото Reuters
Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси в четверг оценил ситуацию на Запорожской АЭС после катастрофы с Каховской ГЭС. В тот же день глава украинского «Энергоатома» Петр Котин заявил, что не исключает новых рисков из-за присутствия на станции представителей РФ. Хотя прежде всего угрозы безопасности для ЗАЭС связаны с объявленным контрнаступлением Вооруженных сил Украины (ВСУ), одним из ключевых направлений которого стало именно запорожское направление, отметили эксперты. И также, с учетом новых обнародованных видеоизображений, допустили, что Каховскую ГЭС могли подорвать с использованием подводных дронов.
Делегация Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) во главе с гендиректором организации Рафаэлем Гросси посетила в четверг ЗАЭС, расположенную в городе Энергодар в подконтрольной РФ части Запорожской области. Об этом со ссылкой на представителя экстренных служб региона сообщил «Интерфакс». Ранее Гросси объявил, что намерен оценить ситуацию на Запорожской АЭС после разрушения плотины Каховской ГЭС. Одновременно глава МАГАТЭ планировал проконтролировать соблюдение пяти основных принципов защиты атомной электростанции, которые он представил в конце мая Совбезу ООН. Упомянутыми принципами предусматривался запрет на размещение тяжелого вооружения на станции и ведение огня с ее территории, а также в сторону реакторов, хранилищ отработанного топлива, другой критической инфраструктуры, включая внешние линии энергоснабжения, или персонала. Наряду с прочим для контроля обстановки предполагалось увеличить число находящихся на ЗАЭС инспекторов МАГАТЭ с двух до четырех.
Напомним, Запорожская АЭС – самая крупная атомная станция в Европе, имеет шесть энергоблоков ВВЭР-1000. С марта 2022 года станция контролируется российской стороной. Ее объекты объединены во ФГУП «Запорожская АЭС» и находятся в собственности РФ. Оператором является АО «Эксплуатирующая организация Запорожской АЭС», учрежденное АО «Росэнергоатом» (входит в ГК «Росатом»). С сентября 2022 года станция не вырабатывает электроэнергию. Тогда как Каховская ГЭС, расположенная вблизи города Новая Каховка в Херсонской области, тоже оставалась под контролем РФ с весны прошлого года. В ночь на 6 июня ее плотина была разрушена, что привело к масштабной катастрофе, в частности, затруднившей подачу воды в пруд – охладитель на ЗАЭС.
Во вторник гендиректор МАГАТЭ встретился в Киеве с украинским президентом Владимиром Зеленским и представил программу помощи Украине для преодоления последствий разрушения плотины Каховской ГЭС. В основе этой программы «лежат ядерные технологии в области здравоохранения, безопасности продуктов питания и питьевой воды, здоровья животных, управления почвой и водой, а также в сфере оценки состояния критических инфраструктур после наводнения», написал Гросси в Twitter. И также информировал о предстоящей поездке на ЗАЭС. Правда, ее затем пришлось на пару дней отложить, поскольку украинской стороне понадобилось время для обеспечения необходимой безопасности.
Со своей стороны вопрос о возможных рисках для ЗАЭС после катастрофы с Каховской ГЭС прокомментировал в четверг президент Национальной атомной энергогенерирующей компании (НАЭК) «Энергоатом» Петр Котин. По его словам, данный вопрос вызывает главное беспокойство у Киева. «Там есть представители «Росатома», там есть военные, есть разные группы людей. И от них можно ожидать что угодно», – сказал Котин в интервью УНИАН (украинское издание, доступ к которому ограничен Роскомнадзором).
На сегодня, заметил «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, риски вокруг ЗАЭС существенно возросли. Это обусловлено также объявленным контрнаступлением ВСУ, с началом которого боевые действия вокруг активизировались и возросли угрозы нанесения ударов по самой атомной станции. «Причем Украина явно не намерена считаться с какими-то рисками. И если в Киеве решат штурмовать ЗАЭС, то никаких ограничений для них существовать не будет. И гендиректор МАГАТЭ Гросси, конечно, это понимает. Но также очевидно, что присутствие инспекторов агентства на ЗАЭС, как и увеличение их численности, не повлияют на планы ВСУ. В том числе относительно новых атак и ударов по станции, в которых обвинят Россию. Представители Киева и раньше утверждали, что Россия сама себя обстреливает. К тому же именно Москва контролирует станцию, а значит, если что-то произойдет, с нее и надо будет спрашивать», – пояснил Юшков.
В то же время, продолжил он, ситуация ухудшилась после катастрофы с Каховской ГЭС. Все-таки гидроэлектростанция, хоть и производила гораздо меньше электроэнергии, служила резервом для обеспечения дополнительной генерации в регионе. И кроме того, после уничтожения Каховского водохранилища возникли проблемы с наполнением специального пруда для охлаждения ЗАЭС, так как в конечном счете он обеспечивался водой из того же водохранилища. И в целом, как известно, расположенная на более низком левом берегу Днепра подконтрольная РФ территория пострадала в большей степени, нежели украинское правобережье. Также, видимо, и с военной точки зрения, с учетом затопленной линии обороны российских военных. Хотя однозначно сказать, что только одна какая-то сторона от катастрофы с ГЭС выиграла или проиграла, нельзя, констатировал аналитик. По его мнению, с учетом поступивших новых видеоизображений происшедшего, можно признать странным то обстоятельство, что в результате машинный зал с гидроагрегатами вдруг как бы сложился посередине. Хотя в случае одного лишь прорыва плотины «картинка» должна была выглядеть иначе, и машинный зал мог уцелеть. Такое впечатление, что его подорвали из-под воды. Разумеется, о возможности такого варианта следует спросить военных экспертов. Но тут нелишне будет вспомнить, что ранее украинские военные наносили удары, например, по судам РФ в Севастопольской бухте, используя для этого морские беспилотники. Так что и здесь мог быть задействован подводный дрон. К тому же при этом можно было не опасаться оставленных следов, поскольку все смыло потоком воды, резюмировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
Президент Чехии Петр Павел в обнародованном в тот же день интервью для «Радио Свобода» (признано иноагентом в РФ) подчеркнул, что разрушение плотины Каховской ГЭС скажется на ситуации на обоих берегах Днепра в сфере АПК и экологии. А также в военной сфере. «Катастрофа вызовет загрязнение вредными веществами, а также определенным количеством мин. Это усложнит все военные действия, в том числе и украинские операции», – сказал чешский президент.