Алексей Резников доволен танками, теперь ждет от союзников самолеты. Фото с сайта www.mil.gov.ua
На очередном заседании «Рамштайн» в четверг ключевым станет вопрос о создании «авиационной коалиции», сообщил министр обороны Украины Алексей Резников. По его словам, партнеры обсудят вопрос подготовки украинских пилотов и техников. Киевские СМИ допустили вероятность поставок из США списанных истребителей F-15С/D и штурмовиков A-10. Эксперты уверены, что сначала речь пойдет не о самолетах, а о том, чтобы уговорить иностранных пилотов сесть за их штурвалы.
Накануне очередного заседания в формате «Рамштайн» на одноименной авиабазе США в Германии министр обороны Украины Алексей Резников традиционно пообщался по телефону с американским коллегой Ллойдом Остином. В ходе разговора была обсуждена ситуация на фронте, а также неотложные потребности ВСУ, написал Резников в Twitter.
И добавил: «Наши силы обороны достигают больших результатов на поле боя. При содействии США и других членов коалиции они доведут дело до конца и продолжат развиваться в одну из сильнейших армий мира».
Отметим, намеченная на четверг встреча в Рамшайне по оказанию военной помощи Украине пройдет на фоне уже объявленного Киевом начала контрнаступления ВСУ. Причем, по определению Резникова, основным для участников заседания станет вопрос о создании «авиационной коалиции» для Украины. В связи с этим предполагается, что партнеры также обсудят подготовку украинских пилотов, инженеров и техников, уточнил глава Минобороны.
Примечательно, что до сих пор в Киеве обычно говорили об «истребительной коалиции», но теперь перешли на более широкое определение. Не исключено, что это связано также с надеждами тамошних руководителей на возможность поставок из США не только списанных истребителей F-15С/D, но и штурмовиков A-10. На вероятность такого поворота уже намекнули киевские СМИ. Как они информировали в тот же день, сообщает House Armed Service, комиссия по тактической авиации и сухопутным войскам комитета Палаты представителей по вооруженным силам разрешила ВВС США вывести из эксплуатации часть штурмовиков A-10 Thunderbolt II и истребителей четвертого поколения F-15C/D Eagle. По утвержденному плану ВВС США предстоит сократить парк A-10 Thunderbolt II на 42 самолета в 2024 финансовом году – в дополнение к 21 самолету в 2023 году. Окончательное голосование за соответствующие поправки намечено на 23 июня 2023 года. Кроме того, ВВС США смогут вывести из строя сразу 57 истребителей четвертого поколения F-15C/D Eagle. Некоторые самолеты находятся на вооружении уже четыре десятилетия и имеют исчерпанный ресурс.
В то же время украинские журналисты процитировали британского военного аналитика Шона Белла, заявившего в интервью Sky News, что одним из наиболее важных факторов, способных повлиять на контрнаступление ВСУ, является российская авиация. В последние месяцы она оставалась пассивной и «демонстративно отсутствующей», но на сегодня активизировалась и стала серьезным препятствием для наступательных действий Украины. Как известно, западные армии, прежде чем начать наземную операцию, всегда обеспечивали себе преимущество в воздухе. Но у Киева такой возможности нет, поэтому подразделения ВСУ пытаются прорываться на тех участках, которые прикрывает украинская ПВО. «Это очень сложная задача, связанная с риском», – отметил Белл.
На таком фоне следует ли ожидать от участников заседания «Рамштайн» практических решений по формированию «авиационной коалиции»? И поставит ли при этом Вашингтон, прежде воздерживавшийся от подобного шага, упомянутые самолеты для Киева?
Сегодня, заметил «НГ» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, главное заключается даже не в том, передадут ли Киеву эти самолеты, а сумеют ли западные партнеры сторговаться с иностранными пилотами, которые согласились бы сесть за их штурвалы. Тогда как украинских летчиков и техников вследствие атак РФ, в том числе по авиабазам в западных регионах Украины, стало меньше. А оставшихся подготовить в экстренном режиме управлять современными самолетами и выполнять необходимый набор боевых операций практически невозможно. И потому сейчас идет торг, в результате которого предполагается найти желающих, к примеру, появиться на тех же штурмовиках A-10 у линии боевого соприкосновения, где их будет ждать российская ПВО. В итоге не исключено, что запрашиваемые ими суммы могут возрасти до 10 тыс. долл. за вылет. Одновременно истребители нужны, чтобы запускать дальнобойные франко-британские ракеты Storm Shadow с дальностью свыше 500 км и их аналоги типа немецких Taurus, поскольку переделанные старые советские самолеты, которые ранее для этого использовались, в основном уничтожены военными РФ. «Видимо, предполагается, что в этом случае истребители смогут взлетать, скажем, за 300 км от передовой, наносить удары и далее спокойно возвращаться на базу. А потому России придется поменять тактику, чтобы поражать такие самолеты в тот момент, когда пилоты думают, что все для них складывается хорошо», – определил Леонков.
Для США, продолжил он, выгодно, чтобы европейские страны израсходовали в украинском конфликте свои арсеналы дальнобойных ракет, собственное производство которых там уже закрыто. После чего они будут вынуждены закупать более дорогие американские аналоги. При том что та же ракета Storm Shadow стоит около 2 млн долл. В подобных условиях разговоры о том, что в случае неудачного контрнаступления ВСУ для Киева перекроют «кран» военной помощи, не соответствует действительности. «Так что если в Рамштайне объявят о поставках самолетов, значит, там также договорились по пилотам. Пока же для его участников важно продолжить военную помощь для Киева и условиться о новых поставках бронетехники и боеприпасов. Для этого наряду с прочим, вероятно, расчехлят и американские склады в Европе, где тоже хранится немало старых снарядов», – резюмировал главред журнала «Арсенал Отечества».
Между тем, чтобы западные союзники не расслаблялись, в Киеве одновременно продолжают развивать тему «дальнобойной коалиции». Накануне посол Украины в США Оксана Маркарова рассказала, что в Вашингтоне «изменили тональность» в комментариях о возможном предоставлении для ВСУ также дальнобойных ракет ATACMS. В мае украинские представители впервые услышали, что вопрос обсуждается, уточнила Маркарова в интервью Page. Хотя и оговорила, что подобные обсуждения обычно носят не публичный характер. «Но нет каких-то непреодолимых красных линий, и есть много возможностей, о которых мы сначала слышали «нет», а потом слышали «да», – аргументировала дипломат.