Роман Протасевич теперь надеется на помилование. Кадр из видео Sputnik.by
Минский областной суд 3 мая приговорил Романа Протасевича к 8 годам лишения свободы. Ради его ареста в Минске два года назад был экстренно посажен самолет ирландской авиакомпании. Определены наказания и для двух его бывших соратников. Правда, последние находятся за рубежом. Судьба задержанной вместе с Протасевичем россиянки Софьи Сапеги решится 24 мая, когда российский суд вынесет решение о ее экстрадиции на родину. Между тем накануне стало известно, что нобелевский лауреат Алесь Беляцкий этапирован в одну из самых суровых колоний.
Один из координаторов протестной активности Роман Протасевич приговорен 3 мая Минским областным судом к 8 годам колонии. Как сказано в обвинительном заключении, фигуранты дела, среди которых также Степан Путило и Ян Рудик, начиная с 2020 года, находясь преимущественно в Польше, реализуя «план заговора с целью захвата государственной власти в Беларуси неконституционным путем», публиковали в Telegram-каналах NEXTA и «Беларусь головного мозга» информационные материалы, имеющие деструктивные цели. Кроме того, по мнению следствия, а теперь и суда, они призывали протестно настроенных граждан совершать акты терроризма. Среди инкриминированных статей также фигурируют разжигание социальной вражды и розни, организация массовых беспорядков, публичные призывы к захвату государственной власти, создание экстремистского формирования и руководство им, а также клевета и публичное оскорбление президента Белоруссии.
Путило и Рудик, в свою очередь, приговорены к 20 и 19 годам соответственно. Впрочем, поскольку оба находятся за пределами Белоруссии, на их судьбах эти страшные цифры никак не скажутся.
Участь Протасевича оставалась вплоть до оглашения приговора главной интригой. Он приобрел подлинно всемирную известность, когда 23 мая 2021 года ирландский пассажирский самолет, совершавший полет из Афин в Вильнюс, был вынужден совершить экстренную посадку в Минске. Белорусские власти сообщили пилотам, что на борту находится бомба. Однако после приземления никакого взрывного устройства на борту не оказалось. Зато были обнаружены и немедленно задержаны два человека, обвиняемые в подрывной деятельности. Это были Роман Протасевич и его тогдашняя девушка Софья Сапега.
За инцидент с самолетом Белоруссии пришлось довольно дорого заплатить. Премьер Польши Матеуш Моравецкий назвал произошедшее «актом государственного терроризма», а президент США Джо Байден – «прямым вызовом международным нормам». Вскоре последовали санкции – ЕС закрыл для белорусских авиакомпаний свое воздушное пространство. Экономические санкции, принятые западными странами чуть позже, также отчасти связывали с этим происшествием.
Позже Софья Сапега была осуждена на шесть лет колонии по обвинению в администрировании Telegram-канала «Черная книга Беларуси». Обращалась с просьбой о помиловании к Александру Лукашенко. Ей было отказано. Однако 14 апреля удовлетворено ходатайство о ее передаче в Россию для дальнейшего отбывания наказания на родине. И теперь 24 мая уже Пресненский суд Москвы будет решать вопрос о ее экстрадиции.
Впрочем, Протасевич и Сапега уже ничем не связаны. Роман через некоторое время после ареста сочетался браком с совсем другой женщиной. А практически сразу после задержания отрекся от соратников, покаялся в содеянном и пошел на сотрудничество со следствием. Благодаря всему этому вплоть до суда он находился не за решеткой, а под домашним арестом.
Впрочем, вопрос относительно его дальнейшей судьбы сохраняется. Ведь после оглашения приговора он не был взят под стражу в зале суда и, отказавшись общаться с журналистами, покинул его без конвоя.
26 апреля в своем последнем слове он снова активно каялся и обвинял своих бывших соратников. Протасевич подчеркнул, что его «идейность, в какой-то степени доверчивость были попросту использованы другими людьми для достижения своих целей, в некоторых случаях – даже корыстных целей». Завершил же он свою речь такими проникновенными словами: «Я понимаю, что наказания за те вещи, которые сделал, невозможно избежать. Тем не менее прошу рассмотреть ситуацию с понимаем и принять справедливое наказание, не связанное с лишением свободы».
Тем не менее приговор, который был ему вынесен, достаточно суров, хотя срок показательно более чем вдвое меньше, чем у его соратников. Впрочем, возможно, это еще не конец истории, ведь Протасевич так искренне призывал дать ему возможность загладить свою вину, что исключать перспективу помилования нельзя.
Между тем также 3 мая в другом суде Минска началось рассмотрение уголовного дела в отношении программиста и администратора Telegram-канала «Па-беларуску» Андрея Филипчика. Ему в вину вменяют «активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок». После задержания он на камеру признался, что участвовал «в несанкционированных массовых мероприятиях не менее пяти раз». Речь шла о событиях 2020 года. Содержание же его канала расценивается следствием как продвижение «латиницы и ненависти к русскоязычному социокультурному пространству».
А накануне нобелевского лауреата-2022 Алеся Беляцкого и его соратников Валентина Стефановича и Владимира Лабковича этапировали в колонии. Как сообщают правозащитники, лауреат будет отбывать срок в исправительной колонии № 9 в Горках, которая известна крайне суровыми условиями содержания. Напомним, что председатель правозащитного движения «Весна» Беляцкий приговорен к 10 годам колонии усиленного режима, его заместитель Валентин Стефанович – к 9 годам, а юрист и координатор кампании «Правозащитники за свободные выборы» Владимир Лабкович – к 7 годам. Никто из осужденных не признал вины ни по одной из статей.