Белорусских школьников переводят под надзор государства. Фото с сайта www.uomoik.gov.by
Стало известно, что в Минске из 12 частных школ лицензирование прошли только три. Негосударственные образовательные учреждения попали под пристальное внимание власти еще прошлой осенью. Александр Лукашенко тогда велел разобраться с тем, как и чему там учат. Сегодня результат налицо – фактически государство становится монополистом в сфере начального и среднего образования. Эксперты считают, что это продолжение политики контроля над всеми сферами, связанными с формированием умонастроений граждан.
Подавляющее большинство частных школ Минска не прошло процедуру лицензирования. Об этом сообщила в эфире «Радио-Минск» первый зампред комитета по образованию Мингорисполкома Людмила Борисенко.
«Частные школы в Минске есть – и работают в правовом поле. Ту ситуацию, которая сложилась в прошлом году, можно охарактеризовать так: это желание жить по собственным правилам, когда коммерческим учреждениям образования позволялось то, чего не могли позволить государственные. Сегодня работа первых приведена в соответствие с законодательством. Вступил в силу закон «О лицензировании». Эту процедуру прошли все государственные сады, школы, гимназии. И было заявлено 12 учреждений частной формы собственности. Но, к сожалению, выполнить долицензионные требования удалось только трем из них», – рассказала Борисенко.
Проблемы у частных школ в Белоруссии начались осенью прошлого года. Поводом для того, чтобы на них обратил внимание сам глава государства, стал инцидент в одной из них, приведший к травмированию одной из учащихся. Александр Лукашенко тогда так описал случившееся: «Не какой-то там травматический, как они пишут, пистолет. Это был детский пистолет с резиновыми так называемыми шариками этими. Он попал девочке в глаз. Она была в очках. Разбил стекло и повредил глаз».
Президент немедленно сделал далеко идущие выводы. Причем не только по поводу конкретной школы, где и случилось происшествие, но и вообще о частных учебных заведениях как таковых.
«Ну, 26 детей. Ну что это за школа?! Поэтому я поручил немедленно ввести лицензирование со вчерашнего дня», – заявил тогда Лукашенко. И не дожидаясь итогов этого процесса, поставил перспективную задачу: «Надо зачистить все до невозможности в системе образования».
Можно констатировать, что по прошествии буквально полугода указание выполнено. Первым шагом стала приостановка деятельности большинства частных школ, которая была объявлена в октябре прошлого года по итогам прокурорской проверки. Минобразования тут же отчиталось о том, что более 90% учащихся частных школ уже перешли в государственные учреждения образования. А затем начался бюрократический процесс проверки лицензионных требований, о результатах которого теперь с чувством выполненного долга и рапортуют чиновники от образования.
Изначально министерство вполне четко определило критерии, которыми руководствуется при принятии решений. В официальном комментарии ведомства сказано: «Лицензирование образовательной деятельности направлено прежде всего на защиту государственных и общественных интересов, а также прав и законных интересов граждан. Система образования решает слишком важные социально значимые государственные задачи и требует повышенного контроля со стороны государства, так как связана с формированием здоровой, идеологически устойчивой и разносторонне развитой личности, осуществление образовательной деятельности без достаточных подтверждений о создании надлежащих условий для ее осуществления недопустимо».
Доктор философских наук Татьяна Щитцова так прокомментировала ситуацию интернет-порталу «Зеркало»: «Приватные островки построенных на доверии школьных сообществ являются идеологическими врагами режима, потому что помогают культивировать то, что режим стремится подавить или как минимум ограничить: интеллектуальную свободу, творческое самовыражение, открытую неиерархическую коммуникацию. Вопреки заявлениям закон о лицензировании не может быть гарантом качества образовательных услуг. Наоборот, с помощью этого документа режим сначала «зачистит», а потом будет блокировать возможность появления частных школ, способных давать современное качественное образование, потому что оно основывается на раскрытии потенциала свободы, самостоятельного мышления и кооперативного творчества».
Таким образом, в Белоруссии успешно выстраивается образовательно-идеологическая вертикаль, которая объединяет среднюю и высшую школу, ориентируя весь образовательный процесс в правильном направлении.
Экономист, глава Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук на своем YouTube-канале отмечает: «В официальной прессе начали массово выступать ректора ведущих белорусских университетов. Они утверждают, что главная цель высшего образования – подготовка общественных деятелей».
Эксперт рассуждает: «Молодой человек, который приходит в 17 лет поступать в университет, надеется, что это храм знаний, где можно получить солидную профессиональную подготовку. Помните, в Советском Союзе тоже были комсомольцы и партийные, но одновременно были и технократы, и ученые, которые в этом не участвовали и занимались своим профессиональным образованием – они и создали ту технологическую мощь, которая была».
Экономист резюмирует: «А сейчас получается, что главное всего лишь создавать вид, плодить отчеты, отчитываться по количеству членов БРСМ и «Белой Руси», количеству проведенных семинаров по объяснению позиции партии. А где здесь вообще знания? Где здесь наука, критическое мышление?»