Светлана Тихановская добилась послаблений для белорусов от Сейма Литвы. Фото с сайта www.tsikhanouskaya.org
В ближайшее время Сейм Литвы должен принять решение по поводу закона, ограничивающего права белорусов и россиян. Соратники Светланы Тихановской добились от Сейма послаблений для соотечественников. Однако президент Литвы наложил вето на смягченный вариант документа, принятого парламентом. И участь тысяч белорусских эмигрантов снова под вопросом. Представители оппозиции оказались в трудноразрешимой ситуации – призывая Запад ставить знак равенства между властями России и Белоруссии, они одновременно просят делать различия между простыми гражданами этих стран.
Между властями Литвы и лидерами белорусской оппозиции возникла напряженная ситуация. Она связана с законопроектом, который ограничивает в правах граждан России и Белоруссии в связи с ситуацией в Украине.
Между тем в Литве находятся тысячи белорусских политэмигрантов, включая саму Светлану Тихановскую и ее окружение. Лидеры оппозиции начали борьбу против нависшей над соотечественниками угрозой. И, казалось, добились победы.
4 апреля Сейм Литвы принял во втором чтении законопроект, в котором были учтены просьбы белорусской оппозиции. Советник Тихановской по юридическим вопросам Кристина Рихтер поясняла: «Предыдущая редакция законопроекта устанавливала серьезные ограничения для белорусов в возможности получения виз, оформления вида на жительство, гражданства, статуса электронного резидента и получения электронной подписи».
Однако в том варианте, за который проголосовало большинство депутатов, в итоге остались лишь уже существовавшие ранее некоторые визовые ограничения, а также запрет на получение статуса электронного резидентства и электронной подписи для граждан Беларуси, не имеющих временного или постоянного вида на жительство в Литве.
Чтобы обрести статус закона, документ должен был быть подписан президентом страны. Но он по прошествии 10 дней наложил на него вето. Президент Литвы Гитанас Науседа в комментарии к своему решению пояснил: «С точки зрения национальной безопасности Литвы нет оснований для различной оценки граждан Беларуси и России».
Светлана Тихановская немедленно отреагировала: «Президент Литвы наложил вето на закон, который вводит ограничения для россиян и белорусов в Литве. С самого начала моя команда работала для того, чтобы защитить права белорусов и сделать эти ограничения менее жесткими. Мы поднимали эти вопросы с МИД и МВД Литвы, литовскими депутатами. По нашему предложению в последнем законопроекте были смягчены ограничения к белорусам, и большинство депутатов эти предложения поддержали».
Аргументация Тихановской такова: «Нельзя ставить в один ряд белорусов и пособников режима и нельзя наказывать белорусов за действия режима». Но эта позиция, по крайней мере формально, выглядит не слишком логично. Тихановская и ее соратники в своей международной активности постоянно акцентируют то, что между властями России и Белоруссии нет никакой принципиальной разницы. И требуют от Евросоюза синхронизировать санкции против двух стран. Собственно, эти санкции неизбежно осложнят жизнь как сторонникам, так и противникам Лукашенко, которые остались на территории Белоруссии. Но для тех противников, которые территорию покинули, Тихановская предлагает сделать исключение.
Офис Светланы Тихановской обратился к литовскому Сейму с призывом выступить против вето президента Гитанаса Науседы. Поддержка у белорусской оппозиции имеется не только в парламенте, но и в правительстве. Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил интернет-порталу Delfi.lt: «Прискорбно, что президент не прислушался ни к призыву демократического лидера Беларуси Светланы Тихановской, ни к взвешенной позиции Сейма. Хочется верить, что Сейм останется на своей позиции».
По словам Кристины Рихтер, Сейм может настоять на своей версии закона и преодолеть вето, если за него проголосуют более половины депутатов, которых насчитывается 141. В этом случае в течение трех дней президент будет обязан подписать парламентский вариант. Когда Сейм принимал законопроект в его мягком виде, «за» проголосовали 76 депутатов.
«Сейчас ведутся переговоры с депутатами Сейма по поводу того, чтобы это преимущество голосов сохранилось – и был принят законопроект в том виде, в котором он был принят во втором чтении», – сообщила Рихтер интернет-порталу Белсат.
Она полагает, что преодолеть вето вполне возможно, хотя допускает, что голоса депутатов могут измениться, и в худшую для белорусов сторону.
На том же портале литовский политолог Вадим Валовой так прокомментировал ситуацию: «Существует такая традиция, что президентское вето – это такая политическая практика, которая дает большинству в парламенте еще раз себя перепроверить. Задуматься еще раз, что принимается». При этом эксперт отметил, что часть литовского общества поддерживает позицию именно президента.